Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Теоретические представления о процессе воспитания

Теоретические представления о процессе воспитания

Страница 2

С точки зрения построения школьной образовательной среды, социализация – это создание полноценной системы человеческих отношений, воспроизводящих и утверждающих нормы человеческого бытия.

Обучение является специально организованной деятельностью по интеллектуальному развитию человека. Основным отличием воспитания от обучения является его смысложизненная направленность, позволяющая человеку выработать собственные жизненные ориентиры, сформировать свой жизненный стиль. Обучение ориентировано в основном на интеллектуальное развитие человека.

Воспитание – многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Воспитание, в отличие от социализации, есть целенаправленное создание духовных, материальных, организационных условий для развития личности.

В научной литературе и на практике понятие воспитания встречается в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; в широком педагогическом смысле – как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; в узком педагогическом смысле – как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач.

В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к воспитанию. Э. Дюркгейм дал определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины 20 в. (а некоторыми и до настоящего): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой в частности принадлежит».

Воспитание осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности. Образование включает в себя распространение культуры. Организация жизнедеятельности происходит в группах, создающих условия для участия в различных видах деятельности – познавательной, предметно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Таким образом, воспитание осуществляется семьей, которой принадлежит важнейшая роль в формировании личности, общественными и государственными институтами, учебно-воспитательными учреждениями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации. Роль различных институтов в воспитании не равномерна.

Процесс воспитания можно представить в виде схемы: включение человека в систему отношений институтов воспитания, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и экстеоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (деятельность, высказывания и др.)

Результаты и эффективность воспитания современного общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению. Эффективность воспитательного процесса тем выше, чем он больше обогащает и перестраивает потребностно-мотивационную сферу личности, развивает ее интеллектуальную активность.

Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности. Воспитание предполагает воздействие на внутреннюю позицию личности, связано с изменением мировоззрения.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Программа опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств
Дополнительное образование рассматривается в исследовании как особое социальное образование младших школьников, сознательно направленное на усвоение нравственных знаний и способов социально приемлемого поведения. В современных условиях воспитание нравственных ценностей в деятельности УДО может быть ...

Методические подходы к обучению химии
Гуманитаризация школьного курса химии – ведущее направление организации обучения химии в классах гуманитарного профиля. Главная идея курса химии для классов гуманитарного профиля: раскрытие роли химических знаний как части общей культуры человека путем введения элементов содержания, форм и методов ...

Значение учебной деятельности для дошкольников
Для учебной деятельности характерным является усвоение ребенком знаний и умений. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Можно привести многочисленные примеры из практики показ ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru