Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Теоретические представления о процессе воспитания

Теоретические представления о процессе воспитания

Страница 2

С точки зрения построения школьной образовательной среды, социализация – это создание полноценной системы человеческих отношений, воспроизводящих и утверждающих нормы человеческого бытия.

Обучение является специально организованной деятельностью по интеллектуальному развитию человека. Основным отличием воспитания от обучения является его смысложизненная направленность, позволяющая человеку выработать собственные жизненные ориентиры, сформировать свой жизненный стиль. Обучение ориентировано в основном на интеллектуальное развитие человека.

Воспитание – многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Воспитание, в отличие от социализации, есть целенаправленное создание духовных, материальных, организационных условий для развития личности.

В научной литературе и на практике понятие воспитания встречается в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; в широком педагогическом смысле – как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; в узком педагогическом смысле – как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач.

В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к воспитанию. Э. Дюркгейм дал определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины 20 в. (а некоторыми и до настоящего): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой в частности принадлежит».

Воспитание осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности. Образование включает в себя распространение культуры. Организация жизнедеятельности происходит в группах, создающих условия для участия в различных видах деятельности – познавательной, предметно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Таким образом, воспитание осуществляется семьей, которой принадлежит важнейшая роль в формировании личности, общественными и государственными институтами, учебно-воспитательными учреждениями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации. Роль различных институтов в воспитании не равномерна.

Процесс воспитания можно представить в виде схемы: включение человека в систему отношений институтов воспитания, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и экстеоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (деятельность, высказывания и др.)

Результаты и эффективность воспитания современного общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению. Эффективность воспитательного процесса тем выше, чем он больше обогащает и перестраивает потребностно-мотивационную сферу личности, развивает ее интеллектуальную активность.

Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности. Воспитание предполагает воздействие на внутреннюю позицию личности, связано с изменением мировоззрения.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Уроки предметно-практического обучения в школе глухих детей
Предметно-практическое обучение (далее - ППО) - это специальный учебный предмет, введенный в курс подготовительного и 1-4 классов для решения развивающих, воспитательных, обучающих и коррекционных задач в коррекционных школах 1-го и 2-го вида. ППО предполагает целенаправленное общее и речевое разви ...

Формы организации труда в природе в подготовительной группе
Что же представляют собой принятые в детских садах формы организации труда дошкольников- поручения, дежурства, коллективный труд? Какие возможности для воспитания детей таятся в каждой из них? Рассмотрим эти формы работы 1) Поручения. Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда де ...

Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании
Известное определение воли как "деятельной стороны разума и морального чувства, управляющей движениями" (И.М. Сеченов) указывает на ее неразрывную связь с интеллектуальными и нравственными началами поведения, а вместе с тем подчеркивает, что воля сама есть внутренний источник деятельных п ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru