Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Теоретические представления о процессе воспитания

Теоретические представления о процессе воспитания

Страница 2

С точки зрения построения школьной образовательной среды, социализация – это создание полноценной системы человеческих отношений, воспроизводящих и утверждающих нормы человеческого бытия.

Обучение является специально организованной деятельностью по интеллектуальному развитию человека. Основным отличием воспитания от обучения является его смысложизненная направленность, позволяющая человеку выработать собственные жизненные ориентиры, сформировать свой жизненный стиль. Обучение ориентировано в основном на интеллектуальное развитие человека.

Воспитание – многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Воспитание, в отличие от социализации, есть целенаправленное создание духовных, материальных, организационных условий для развития личности.

В научной литературе и на практике понятие воспитания встречается в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; в широком педагогическом смысле – как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; в узком педагогическом смысле – как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач.

В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к воспитанию. Э. Дюркгейм дал определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины 20 в. (а некоторыми и до настоящего): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой в частности принадлежит».

Воспитание осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности. Образование включает в себя распространение культуры. Организация жизнедеятельности происходит в группах, создающих условия для участия в различных видах деятельности – познавательной, предметно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Таким образом, воспитание осуществляется семьей, которой принадлежит важнейшая роль в формировании личности, общественными и государственными институтами, учебно-воспитательными учреждениями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации. Роль различных институтов в воспитании не равномерна.

Процесс воспитания можно представить в виде схемы: включение человека в систему отношений институтов воспитания, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и экстеоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (деятельность, высказывания и др.)

Результаты и эффективность воспитания современного общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению. Эффективность воспитательного процесса тем выше, чем он больше обогащает и перестраивает потребностно-мотивационную сферу личности, развивает ее интеллектуальную активность.

Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности. Воспитание предполагает воздействие на внутреннюю позицию личности, связано с изменением мировоззрения.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Единство трудового и физического воспитания
Трудовое воспитание представляет собой, по сути, не столько отдельную часть воспитания, сколько главное прикладное направление всех сторон воспитания. Трудовая направленность советской системы физического воспитания, как было уже показано, четко выражена в ее цели, задачах, фундаментальных принципа ...

Анализ готовности детей-сирот к трудовой деятельности
Целью нашего исследования является выявление уровня готовности к трудовой деятельности детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома. Экспериментальная работа осуществлялась на базе детского дома № 1 г.Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимало участие 25 человек. Для проведения исслед ...

Воспитание и обучение
В практике воспитания и обучения раннего средневековья причудливо переплелись языческая (варварская), античная и христианская традиции. Следы варварского воспитания и обучения сохранялись в раннефеодальную эпоху. Так, в Галлии, где к V в. фактически исчез институт друидов - языческих жрецов, выполн ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru