Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Проблемы развивающей работы с детьми дошкольного возраста » Психологические предпосылки в развитии дошкольного возраста

Психологические предпосылки в развитии дошкольного возраста

Постепенно основным фактором развития ребенка в дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий, в предметах науки и культуры. Ее характерная черта в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения.

Иными словами, действие, воспроизводимое в игре, и фактические его операции сами по себе вполне реальны. Однако здесь наблюдается явное несовпадение содержания действия (например, "управление автомобилем") и его операции (например, вращение случайно попавшегося "колесика"). Оно приводит к тому, что ребенок выполняет игровое действие в мысленно представленной ситуации - лишь тогда с палочкой можно поступать как с лошадью. В игре у ребенка развиваются воображение и символическая функция, а также формируются обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них.

Именно в игре происходит первичная направленность в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых, способность к выявлению в них моментов соподчинения и управления. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого. И у него возникает новый социальный мотив - заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

В процессе развития ребенка-дошкольника происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией, к концу этого возраста они существуют в виде обобщенных изменений, начинается осмысление мотивов, формируется их первичная иерархия. Появление в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребенка.

Другое важное значение игры: ребенок, принимая на себя игровые роли, учится соотносить различные точки зрения, входить в положение другого, усваивает моральные и нравственные нормы, т.е. в ходе игры происходит преодоление "познавательного эгоцентризма". Именно в дошкольном возрасте наблюдается первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он начинает запоминать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценить свои поступки как хорошие или плохие.

Во время игр с правилами развивается произвольное поведение ребенка. Это обусловлено подчинением его поступков тому образцу, которым для него является поведение взрослого, его мнение, оценка. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками.

Уровень психического и личностного развития детей 3-5 лет уже позволяет проводить с ними специально организованные как индивидуальные, так и групповые занятия, построенные в игровой форме. Правомерной становится и разработка конкретных программ развивающей работы. При их составлении целесообразно принимать во внимание такие аспекты, как наличие у ребенка потребности в совместной со взрослыми деятельности, сенситивность данного периода для совершенствования определенных психических функций и личностных качеств, зона ближайшего развития.

Таким образом, приступая к разработке программы развивающей работы с детьми дошкольного возраста, психолог должен ориентироваться на знание основных психологических закономерностей развития ребенка в разные периоды детства и учитывать его индивидуальные особенности.

Прочее о педагогике:

Использование учебника при выполнении самостоятельных и практических работ по географии
В своей педагогической деятельности при обучении географии учителя ориентируются на общие положения и задачи школьного образования в целом, где само учебное заведение рассматривается как «среднее общеобразовательное учреждение, ориентированное на обучение и воспитание детей, способных к интеллектуа ...

Психолого–педагогическая характеристика детей с ОНР
Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение з ...

Работа с системой вопросов и заданий, с текстовыми картами. Особенности применения дополнительной литературы
Работа школьников с вопросами и заданиями, помещенными в начале разделов, тем и параграфов, проводится перед началом изучения нового материала. Мотивации учебной деятельности, но и осуществляет предварительный контроль, устанавливает исходный уровень знаний и умений, актуализирует ранее усвоенное, ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru