Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Педагогика и воспитание: схема типологизации педагогической деятельности

Педагогика и воспитание: схема типологизации педагогической деятельности

Страница 1

Суть образовательного процесса В. Мацеквич выражает в тезисе «Когда мы говорим о педагогике и об образовании, речь идет о деятельности, направленной на то, чтобы из некоторого материала, сделать членов общества, или субъектов деятельности… Мы переводим что-то из одного состояния в состояние совсем другое». Образовательный процесс включает в себя процессы воспитания, обучения, социализации.

Педагогика — одна из профессиональных деятельностей в обществе. Она имеет свои нормы, свои специфические средства для анализа и оценки реализации этих норм в тех или иных условиях. Экспертами по этим процессам с одной стороны, могут быть только сами педагоги: «они формулируют заказ, рабочие функции и критерии оценки, сами все делают и сами себя по этим критериям оценивают». Поэтому во избежание тенденции к «внутренней замкнутости» идеи, идеалы, ценности должны черпаться из более широкой системы.

Общие представления об идеалах, целях и ценностях в обществе станут педагогическими, когда с ними будет произведена некоторая конкретизирующая переформулировка, когда они будут превращены в конкретные, решаемые педагогами задачи. Другими словами, «педагоги должны брать их с одной стороны в виде некоторого «социального заказа» черпать из внешнего пространства, а с другой – заказывать себе сами».

Мацкевич понимает воспитание, как процесс, который может быть организован и обеспечен только как многоцелевой процесс проведения ребенка (и человека вообще) через множество культурно заданных общественных институтов, организующих социальную жизнь во всем ее многообразии. Где цель, это описание некоторого идеального образца, так называемой "гармоничной личности". "Гармоничная личность" есть упрощенное, ограниченное требованиями эпохи, страны и фантазией автора, видение желаемого воплощения человека с точки зрения воспитателя. Таким образом, «продолжая понимать воспитание как целенаправленный процесс, придется и в будущем формировать каким-то образом понятую "идеальную" личность, — всегда ограниченную предрассудками общественного сознания или личными предрассудками автора каждого такого "идеала"».

Делая такое утверждение, Мацкевич не отрицает осмысленности и полезности философских, этических или религиозных дискуссий о том, каким должен быть человек. Он возражает против прямого переноса утверждений из этих дискуссий в практику воспитания.

Так как воспитание осуществляется в семье, в детских неформальных компаниях и др., в каждом из которых существуют свои средства и приемы воспитания, есть они и в школе, и все соответствуют внутренним целям этих институтов и объединений, то воспитание как целостный процесс не имеет цели.

Специалист в области воспитания — это скорее исследователь, чем "формирователь" личности. Практическая сторона специальности воспитателя, по Мацкевичу, состоит, в первую очередь, в отслеживании процесса с тем, чтобы в воспитании не было перекосов и односторонности.

Для анализа содержания воспитательной практики как одной из составляющих педагогической деятельности воспользуемся схемой описания типов педагогических деятельностей В. Мацкевича.

Объекты педагогической деятельности различаются в зависимости от типа педагогической деятельности. Сколько типов, столько и содержаний педагогической деятельности. Поэтому место для объекта педагогической деятельности В. Мацкевич оставляет пустым, за счет чего схема отображает принципиальную картину деятельности любого педагога.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Понятие творческого мышления
Следуя цели и задачам моей курсовой работы, я рассмотрю воззрения разных авторов на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют это мышление; определим те, на которые будем основываться в своем педагогическом эксперименте. В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с т ...

Воспитание светских феодалов
По-другому воспитывались сыновья рыцарей — «господа земли и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие, учили вести себя в «высшем обществе». Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владе ...

Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIX в
На проявление патриотизма в России и формирование национального направления образования в XIXв повлияла европеизация общества в период правления Петра I. Всякий человек, поддерживающий его преобразования, должен был стать западником, а западничество считалось одним из проявлений патриотизма. Однако ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru