Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Педагогика и воспитание: схема типологизации педагогической деятельности

Педагогика и воспитание: схема типологизации педагогической деятельности

Страница 2

Первым шагом организации педагогического пространства должно быть противопоставление пространства действий педагога и того, на что эти действия направлены. В самом общем виде можно сказать, что действия педагога направлены на некий процесс изменений. Т. е. педагог имеет дело с изменениями и управляет процессом изменений.

Такое разделение дает сразу три элемента схемы: позицию педагога, его действия и процесс изменений.

Далее необходимо определить, что же изменяется, но так определить, чтобы не нарушить "ценную для нас пустоту" схемы, чтобы избежать излишней определенности. Скажем просто: изменяется ученик. На вопрос — что такое ученик? разные концепции отвечают по-разному (сознание, способности, поведение). Но, поскольку ученик меняется, то его нужно рисовать на схеме дважды; в начале процесса изменения один ученик, в конце другой – изменившийся.

Изменение ученика и действия педагога с этим процессом изменения всегда осуществляются в некоторых условиях, в определенной ситуации, следовательно, получаем еще один элемент схемы — образовательную ситуацию. Фактор, обеспечивающий изменения, оперируя с которым педагог управляет процессом изменения – последний элемент схемы. Мацкевич обозначает его как учебное содержание или содержание образования.

Занимая определенную позицию, педагог, исходя из культурно-исторической ситуации, ставит цели и задачи, на достижение которых и направлена вся его воспитательная деятельность. Цели и задачи находят свое отражение в содержании образования, точнее там разворачиваются.

Содержание образования в свою очередь может возникать двумя путями:

1. Из методических разработок.

2. При реализации идей педагога (целей, задач). И в этом случае, оно уже не рассматривается как отдельный элемент.

Содержание образования влияет на педагогическое воздействие – на инструментарий, которым пользуется педагог в своей работе. Используя определенные формы работы, воздействуя определенным образом, педагог задает образовательную ситуацию, в ходе которой с учеником могут произойти изменения. Тогда мы можем говорить о достижении или недостижении поставленных целей и задач.

Воспитание как воспроизводство социальной жизни и культуры, в истории разворачивалось в таких педагогических парадигмах:

Естественная педагогика;

Педагогика культуры;

Педагогика идеала;

Элитарная и эгалитарная педагогики;

Информационно-кибернетическая педагогика;

Дифференциальная педагогика.

Каждая, из которых формировалась в соответствии с запросами своего времени. При типологизации принципиальным является требование на соответствие друг другу содержаний, которыми заполняются пустые места на схеме. Любая определенность, вносимая в схему, накладывает дополнительные ограничения и требования к определенностям содержания других элементов схемы. Если это требование-принцип выполняется, то мы получаем чистые идеальные типы педагогической деятельности.

В дипломной работе социализация рассматривается как естественный процесс (неуправляемое воздействие социальных факторов), обеспечивающий включение человека в систему социальной жизни через усвоение им существующих ценностей и норм социального поведения. Воспитание – как искусственная (управляемая), особым образом выстроенная деятельность, направленная на формирование рефлексивного отношения к соответствующим культурным ценностям, моральным нормам, правилам социального поведения.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества – принять в качестве опоры тот духовный пласт, кот ...

Организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен­ных качеств
Рассматривая содержание нравственного воспита­ния, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране приро­ды, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не сущ ...

Спортивные соревнования по ориентированию
В спортивных соревнованиях по ориентированию взято за основы прохождения маршрутов с помощью карты и компаса. Комплекс спортивных соревнований по ориентированию по своей форме мало чем отличается от учебно-подготовительных соревнований; основное отличие заключается в их сущности, в их содержании. М ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru