Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей » Понятие интеллектуального развития дошкольника

Понятие интеллектуального развития дошкольника

Страница 4

осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

гибкость мыслительной деятельности; устойчивость мыслительной деятельности; самостоятельность мышления; его восприимчивость к помощи.

Данные интеллектуальные свойства человека составляют характеристику его обучаемости, которая выступает в качестве основного показателя умственного развития. Таким образом, современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга. Например, считается, что при совпадении умственного возраста с хронологическим уровень интеллекта индивида соответствует возрасту. В этом случае понятие "интеллект" может рассматриваться как диагностированный результат:

адаптации к усложняющимся условиям окружающей среды (Ж. Пиаже, У.Р. Чарлсворз);

социализация ребенка и приобщения его к человеческой культуре (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Л. Леви-Брюль и др.);

целенаправленного обучения (З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, А. Стаатс и др.)

При подобной трактовке понятия "интеллектуальное развитие" оно имеет смысл только в ситуации диагностики развития ребенка и становится практически бесполезным, когда речь идет об организации воспитательно-образовательного процесса.

Между тем ряд исследований предлагают отойти от тестовых определений интеллекта и сосредоточиться на структурно-уровневом и процессуально-деятельностном подходах.

Так, Д. Векслер, рассматривал интеллект как структурное образование. Под интеллектом ученый понимал "способность целенаправленно действовать, рационально размышлять и эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью" , д. Векслер разделил умственные способности на вербальные и невербальные (способности к представлениям) и разработал тесты для определения умственного развития детей, состоящие из соответствующих одноименных шкал. Дифференцированная оценка уровня умственного развития детей по вербальной и невербальной шкалам позволяла выявить не только возрастные, но и качественные индивидуальные особенности интеллекта детей. Это позволило предположить, что дети могут не только обладать неодинаковым уровнем развития интеллекта, но и что у них могут быть диагностированы уровни вербального и не вербального интеллекта.

Практически в это же время Л. Терстоун своими исследованиями подтвердил, что существуют различные группы интеллектуальных способностей:

способность к вербальному понимаю (понимание значений слов);

словесная гибкость (способность к быстрому манипулированию словесным материалом типа решения анаграмм);

способность формировать количественные представления и действовать с числами;

способность памяти (воспроизведение вербальных стимулов); скорость восприятия (быстрое различение деталей изображений, установление различий между объектами);

умение рассуждать (способность находить общее правило организации материала).

Л. Терстоун доказал, что разные интеллектуальные способности имеют различную динамику развития в каждый возрастной период. Кроме того, их развитие и корреляция между собой являются индивидуальными для каждого ребенка, начиная от момента его рождения. Так, дети, имеющие высокие показатели развития одних способностей интеллекта, могут иметь низкие показатели развития других .

Таковы в общих чертах основные положения структурного подхода к определению интеллекта развития дошкольников.

При использовании альтернативного - процессуально-деятельностного подхода к определению понятия "интеллект", последний рассматривается как особая форма человеческой деятельности, объединяющая в систему разноуровневые познавательные процессы или хотя бы представляющая собой совокупность элементарных процессов переработки информации. Очень важно, чтобы исследователи при формулировании определений данного понятия учитывали его взаимосвязь с поведением, взаимоотношениями и социальным развитием ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Проверочная работа на знание номенклатуры
Самостоятельная работа (контролирующая) контроль знание учащийся Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? (Волга имеет смешанное питание с преобладанием снегового, а Амур – дождевое, питание – муссонными дождями). Назовите самую полноводную реку России. (Енисей). Чем отличается половодье от ...

Понятие «одарённость», «одарённые дети» в научной литературе
Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки найти истоки одаренности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. На смену умозрительным рассуждениям пришли наблюдение и эксперимент. Одним из пионеров экспериментального подхода к изучению проблемы одаренности бы ...

Пеший, водный и лыжный туризм
Пешеходные туристы – универсально подготовленные люди. Они должны владеть элементами многих видов спорта: ориентирования и тяжёлой атлетики (вес рюкзака подчас достигает 45 килограмм), лёгкой атлетики (ходьба на длинные дистанции) и скалолазания, плавания (при организации переправ) и гимнастики (пр ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru