Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Представления о развитии, применимые к процессу воспитания

Представления о развитии, применимые к процессу воспитания

По словам Выгодского, развитие есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.

«Человеческое развитие, - утверждает Б. Г. Ананьев, обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития». В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит это развитие, обстановка, в которой происходит развитие ребенка. Условия – это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся.

Существенным является понимание развития как возможности изменения своего действия, возможности различать условия, из которых может состояться старое действие, от условий из которых необходимо действовать по-новому.

Способность к развитию, понимаемая нами как способность к изменению, способность к формированию нового действия, способность рефлектировать условия и выделять из них те, в которых задавали старое действие, от тех, в которых возможно новое, и воспитание, как деятельность, направленная на формирование рефлексивного отношения к культурным ценностям, моральным нормам, правилам социального поведения взаимосвязаны: развитие происходит под действием факторов воспитания, и в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

В развитии ребенка ведущую роль приобретает социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. По словам Выгодского, «для формирования логического мышления, воображения… требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Они не могут возникнуть лишь путем вызревания органических задатков».

В процессе развития закономерно изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять содержание, методы и формы воспитания. Изменения, совершенствование внутреннего мира может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить стадии и закономерности. Факторами развития являются предметная деятельность и общение; в совместной деятельности со взрослым, в сотрудничестве учащийся присваивает исторически выработанные формы и способы деятельности, в результате формируются его сознание и личность. Обучение и воспитание – движущие силы развития, эффективны тогда, когда соответствуют уровню развития.

Прочее о педагогике:

Дидактические цели проверки знаний
Дидактические цели проверки познавательной деятельности учащихся включают в себя пять функций: – проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения. – ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в ...

Опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения
Творческий педагог всегда стремится найти новые, нестандартные и, тем более интересные для школьников, пути воспитания. Это и специальные занятия по вежливости, и уроки общения, и уроки – путешествия, КВНы, различные турниры и праздники, посвященные культуре поведения и, конечно же, работа с родите ...

Особенности умственного развития старших дошкольников как условие для применения метода моделирования
Для последовательного и эффективного применения метода моделирования необходимо прежде всего учитывать особенности умственного развития детей определенного возраста. Так, особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах З ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru