Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Развитие чувства ритма у детей 6-7 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах » Проблема музыкально-ритмического воспитания детей в психолого-педагогической науке

Проблема музыкально-ритмического воспитания детей в психолого-педагогической науке

Страница 1

Музыкальному воспитанию придавалось большое значение еще в древнем Риме. Музыка в силу своей нравственной направленности считалось важным средством и целью общественного воспитания, а музыкальность человека рассматривалась как социально ценное и определяющее качество личности.

Всеобщее и основное музыкальное образование дается в общеобразовательной школе, и целью его является становление и развитие музыкальной культуры учащихся, как их общей и духовной культуры.

В современном мире системе музыкально-эстетического воспитания, образования и развития школьников присущи социокультурная обусловленность, направленность на человека и авторский характер методических разработок.

Систему музыкально-ритмического воспитания один из первых разработал в конце XIX века Э.Ж. Далькроз. Прекрасно поняв активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Э.Ж. Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь к эмоциональной окраске и передачи движений.

Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Он создал систему ритмических упражнений, в которых музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. А также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре – прообразе будущей серьезной жизни. Э. Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера, интеллекта человека.

Единство музыки и движений активно проповедовала А. Дункан – знаменитая американская танцовщица, в 1921 году посетившая нашу страну с целью создания балетной школы, направленной на развитие в движениях исполнителей непосредственности, искренности, грациозности и непринужденности.

Система музыкального воспитания детей, созданная австро-немецким педагогом-музыкантом и композитором Карлом Орфом, основана на развитии детского творчества. В пятитомном учебном пособии «Шульверк» (в переводе на русский язык это название означает школа действия, школа творения, т.е. нацеливает на активное действие, сотворчество) К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование. Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в «Шульверке».

Ритмические и мелодические упражнения и созданные на их основе варианты, сочиненные детьми, связаны с простыми хороводными формами, со словом – его метрической структурой, мелодико-интонационным произведением, характерным звучанием. Музыка «Шульверка» опирается на народные мотивы, широко представлены поговорки, пословицы, дразнилки, считалки.

К. Орф считает наиболее сильным средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, жест, танец, игра на музыкальных инструментах. Он создал музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые, удобные для игры: ударные (мелодические и немелодические), духовые, струнные (смычковые и щипковые). Кроме того, активно используются хлопки, притопы, удары.

Международным центром подготовки по системе К. Орфа является институт в Зальцбурге, в Моцартеум (Академия музыки).

В настоящее время «Шульверк» широко используется в музыкальном воспитании других стран, обогащаясь национальной народной музыкой. «Шульверк» применяется также в школах для слепых и глухих детей, в специальных логопедических школах, в учебных заведениях для трудновоспитуемых детей.

Таким образом, система К. Орфа построена на синтезировании различных видов музыкальной деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) посредствам детского элементарного музицирования.

Музыка играет огромную роль в развитии ребенка и влияет на воспитание музыкально-ритмического чувства. Но без специальной работы над воспитанием ритмичности развивать музыкальные способности ребенка и осуществлять его общее развитие невозможно.

Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было распространено на основе ведущих положений системы Э.Ж. Далькроза. Отечественные специалисты по ритмике Н.Г. Александрова, В.А. Гринев, М.А. Румер, Е.В. Конорова и другие особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике, где музыке отводилась ведущая роль, движению – второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. Научные исследования в области музыкально-ритмического воспитания провели А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина и их ученики – А.Н. Зимина, М.Л. Палавандашвилли.

Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью, различать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма. Поэтому понятие «музыкальность» включает в себя музыкальный слух, а также чувство ритма, которые неразрывно связаны с эмоциями.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Реализация педагогических условий формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 6 детей экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3. Работа по формированию интереса к книге и чтению у детей раннего возраста проводилась поэтапно. I этап был посвящён работе с д ...

Теоретические основания применения метода проектов в экологическом воспитании
Идеи педагогов прошлого о воспитательной ценности общения ребенка с природой развили и обобщили русский педагог А.Я.Герд, геолог, основоположник московской научной школы А.П.Павлови многие другие педагоги - натуралисты. Они создали ряд оригинальных пособий по методике естествознания в которых обосн ...

Интенсивные формы дополнительного образования, как способ решения задач воспитания
Под дополнительным образованием, будем понимать ту часть обучения, воспитания и педагогической поддержки, которая осуществляется за рамками учебного плана школы. Дополнительное образование представляет собой наиболее благоприятную сферу для воспитательной работы. Значительный педагогический потенци ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru