Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Развитие чувства ритма у детей 6-7 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах » Проблема музыкально-ритмического воспитания детей в психолого-педагогической науке

Проблема музыкально-ритмического воспитания детей в психолого-педагогической науке

Страница 2

Вопрос ритма и его влияния на развитие человека всегда интересовал педагогов, философов, психологов и представителей других наук. Ритм - это сложное многофункциональное явления природы, человечества и общества. На наличие ритмики везде: от атомов до галактик - указывали В. Вернадский, О. Чижевский, В. Ягодинский.

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Ритм как свойство звуков и ритмичность как качество человека разумного подробно изучил К. Бюхер. Музыковеды Б.О. Асафьев, Е. Назайкинский, Р.И. Грубер, А.Н. Сохор нередко выходили на природу музыкального ритма, связывая его рождение с ритмами живой природы.

Музыка – истинно ритмичный раздражитель. Если проанализировать музыкальный ритм в различных жанрах, то можно убедиться в том, что ритмическая основа произведения несет в себе культурный, исторический, жизненный опыт. Безусловно, танец представляет собой сконцентрированную в ритме информацию о национальных, культурных, исторических особенностях народа. В поэзии и литературе ритмическая основа выполняет организационную функцию. Словесный ритм, также как музыкальный, развивается во времени.

Ритм обуславливается функциональными особенностями центральной нервной системы (И. Павлов, И. Сеченов, О. Ухтомский) и имеет моторную природу (Б. Теплов, Д. Елкин, Т. Козина, Н. Огородникова).

«Музыкальные звуки обладают различными свойствами: они имеют высоту, тембр, динамику и длительность. Их различие в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей. Длительность звуков лежит в основе музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности музыкального ритма и воспроизведение его образуют одну из музыкальных способностей человека – музыкально-ритмическое чувство».

В своем учебнике «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П. Радынова в определении чувства ритма опирается на исследование Б. М. Теплова.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.

Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движение головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппарата. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т.д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавное или отрывистое движение рук и т.д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональности на музыку.

Из выше перечисленного следует, что чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Музыкальная память не включается Б.М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как «непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма».

Б.М. Теплов характеризует музыкально-ритмическое чувство как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения. Как отличный исследователь, без пульсирующих телесных изменений восприятие ритмической серии звуков будет совершенно абстрактным пониманием их длительностей и интенсивностей. Восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального мышления.

Главная концептуальная идея исследований О. Дрень заключается в том, что из многих взаимосвязей физического и эстетического воспитания автор выделяет доминирующий компонент - это ритм, через формирование которого можно проследить развитие личности школьника как физическое, так и эстетическое.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Университеты Канады
Сегодня в Канаде насчитывается около 100 университетов и университетских колледжей. А самый первый канадский вуз (University Laval) был основан ещё в 1663 году… Большинство университетов расположено в провинциях Онтарио и Британская Колумбия, да это и понятно в связи с тем, что в этих провинциях пр ...

Роль детского сада и воспитателей в воспитании ребёнка
Во времена нашего детства родители практически всегда отдавали ребенка в детский сад потому что, как правило, ребенка было не с кем оставить. Но сейчас ситуация выглядит немного иначе: после принятия закона о увеличении оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (с двух месяцев до трех лет), значит ...

Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью с точки зрения педагогов и психологов
Рассматривая вопрос о развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, следует определить характер их возможностей и направленность предполагаемого продвижения, а также выявить те факторы, которые могут способствовать этому процессу. Необходимо подчеркнуть мысль, впервые высказанную русским псих ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru