Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Анализ современной культурно-исторической ситуации

Анализ современной культурно-исторической ситуации

Для того чтобы разобраться в том, решает или нет школа задачи воспитания, необходимо, для начала, понять современную культурно-историческую ситуацию, исходя из анализа которой, можно будет простроить задачи на воспитание, а также разобраться в особенностях возраста, с которым имеем дело.

Для современной культурно-исторической ситуации характерен высокий уровень социальной и культурной динамики, когда за время жизни одного поколения происходят значительные изменения в ценностных ориентациях и социальном устройстве общества.

Общественная жизнь становится ареной борьбы различных идеалов и образов жизни, что требует обязательного включения человека в один из существующих культурных контекстов. В новых условиях, для ориентации в поликультурном мире, несущем в себе различные идеалы, образы и стили жизни, для основания своего собственного жизненного мира современному человеку необходимо вырастить образ себя и своей деятельности для соотнесения с окружающей действительностью и определения своей принадлежности к той или иной субкультуре.

Человек оказывается перед веером возможных путей собственной реализации. Ему необходимо в этой атмосфере возможного самоопределения сделать собственный выбор, найти собственный путь.

Нынешнюю эпоху Г. П. Щедровицкий охарактеризовал как «переход от базового воспроизводства к базовому процессу развития». Ситуация, когда необходимо рефлектировать и осознавать границы приложения своей деятельности, понимать, что требуется; видеть те перестройки, которым необходимо подвергнуть свою деятельность. Т. о. сегодня нужно видеть и понимать линии развития мышления и деятельности и вместе с тем рефлектировать необходимость изменения своей собственной деятельности в связи с тенденциями развития.

«Современная ситуация требует подготовки ответственного, целеустремленного выпускника, обладающего профессиональным мышлением, способным самоопределяться и дерзать. Дерзать не только знаниями, но и средствами самоорганизации на деятельность и мысль». (А. М. Аронов)

Возникает культура, которая ориентирована на будущее. Социального заказа в прежних, исчерпывающих формах быть не может, поскольку нельзя сформировать единую для каждого человека (бизнесмена, рабочего, продавца, военнослужащего) модель жизни.

Человек в современном мире должен обладать следующими характеристиками:

Профессиональная компетентность.

К числу обязательных коммуникативных умений можно отнести следующие:

- разрешать конфликты и вести переговоры, комментировать высказывания собеседника и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение, задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать предложенные идеи;

- собирать необходимую информацию.

Самообразование, самовоспитание: рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и объективной самооценки.

Способность ставить жизненные цели и достигать их наиболее эффективным способом.

Ориентация в мире ценностей.

Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способность к жизнетворчеству и самостоятельному, ответственному выбору действия, позиции, сфер деятельности, проектирование поведения.

Независимость суждений, сочетаемая с уважением мнений других людей.

Творческость – потребность в преобразующей деятельности, сочетание аналитического и интуитивного мышления. Творческое отношение к знаниям и мыслям, к жизненным обстоятельствам, к человеческим отношениям и к самому себе. Авторы «В. М.» называют творческим отношением - отношение как к проблеме – как к тому, что могло бы быть иным. Возможность осуществить творческий акт они связывают со способностью увидеть ситуацию по-новому, усомнить имеющиеся способы и средства. Современное образование должно быть ориентированно на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к рефлексии, к творчеству, а также к сотрудничеству с другими людьми.

Таким образом, школа становится нечто большим, чем источник знаний, умений и навыков. Наиболее важным является не столько понимание каких-то факторов, сколько отношение человека к этим факторам и воздействиям, смысл, который они для него приобретают.

Учить нужно вовсе не математике или английскому, а мышлению, пониманию, коммуникации, рефлексии, проектированию… Ставить образовательные задачи и двигаться в своем образовании целенаправленно.

Прочее о педагогике:

Театрализованные игры как художественная деятельность
А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. Дети ...

Научно-исследовательские методы педагогики
Методы педагогического исследования - совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений, разнообразных научно-педагогических проблем; способы, при помощи которых изучаются различные стороны воспитания, образования и обучения. Педагогическое исследование – эт ...

Исследование существующей системы управления образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей
Проблемой исследования является недостаточная теоретическая и практическая изученность данной области управления образовательным процессом в ДОУ. Целью проводимого нами исследования является изучение проблемы управления образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru