Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения рассказывать » Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. С.Л. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речь (в отличие от оддельного зависимого слова, извлеченного из контекста речи, но формы связанности в ходе развития имеются. "Связанность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя".

Речь, по его мнению, может быть не связанной по двум причинам. Либо потому, что эти связи не осознанны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того, чтобы понять эту речь, нет необходимости специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, все в ней понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь. А речь маленького ребенка, подчеркивал Рубинштейн, сначала отмечается обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого – такого "Контекста", на основании которой можно было конкретную ситуации, в которой находится и говорит ребенок. Смысловое содержание речи становится понятным в связи с этой ситуацией: это ситуативная речь.

Когда у ребенка развивается связная контекстная речь, она не вытесняет ситуативную, и ребенок, как и взрослый, пользуется то одной то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого сообщения. Таким образом, к контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей и читателей. Результат обучения связной речи, зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды. Л.П. Федоренко, исследуя принцип обучения русскому языку, указывает, что для нормального развития речи ребенка, а, следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями – достаточным развивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения – от этого зависит общее развитие ребенка, его способность к обучению в школе. В дальнейшем, когда перед ребенком встает задача обучения грамоте, у него формируются умения произвольного звукового анализа речи. При обучении грамматике родного языка закладываются основы умения свободно оперировать с синтаксическими единицами, что обеспечивает возможность сознательного выбора языковых средств. Другой путь усложнения речевых мнений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативная и контекстная, поэтому она свернута и элементична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблонов, привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи. Монологическая речь – это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь – это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю его речь, весь монолог, как целое.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Обучение чтению по системе Д.Б.Эльконина
На начальном этапе обучения автор методики определяет чтение как процесс воссоздание звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Без правильного воссоздания звуковой формы слова ученик не может понять то, что читает. Не буквы или их названия являются предметным содержанием действий на ...

Особенности интеллекта старших дошкольников
Всесторонне развитие личности человека, всех его способностей и дарований – важнейшая социально-педагогическая задача развития современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающего ...

Методики обучения школьников младших классов по языковой теме "Звуки и буквы" на примере изучения различия звонких и глухих согласных звуков
Исследования В.И. Бельтюкова и Л.В. Неймана показали, что эти оппозиционные звуки характеризуются значительной акустической близостью и потому особенно сложны для дифференциации. Это обстоятельство тем более должно, приниматься во внимание в методике обучения умственно отсталых детей с их неполноце ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru