Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения рассказывать » Педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию

Педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию

Страница 1

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

"Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном".

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее — сказуемое), наличием слов-повторов ("ну" ., "потом" ., "вот" . и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т. д.

Выбор средств обучения при этом не может не зависеть от того, в каком виде рассказывания предстоит упражнять детей, какие психические процессы будут активизироваться учебными речевыми заданиями.

Чтобы познакомить старших дошкольников с фактами, событиями, на основе которых они могли бы строить обобщения, добиваясь осознанных, проверенных практикой истинных знаний, учитель прибегает к различным видам наглядности. Поэтому наглядность — один из важнейших принципов дидактики. Он требует обучать на основе живого восприятия изучаемых предметов в натуре или их изображений.

Однако только беглое знакомство с внешним видом изучаемого предмета не вскрывает его сущности. Поэтому наиболее верно усваиваются знания, если наглядное пособие позволяет показать предметы и процессы в развитии, не изолированно друг от друга, а в связи с другими предметами и процессами. Это обеспечивается всей системой наглядных средств обучения, начиная от натуральных объектов и кончая различными их изображениями.

Воспитатель передает знания. Но чтобы дошкольник понял значение слов воспитателя, у него должны возникнуть отчетливые представления о предметах и явлениях окружающего мира, на основе которых формируются научные понятия.

Обеспечивая образную сторону знаний детей, технические средства отвечают принципу научной достоверности в обучении. Они рассказывают о прочно установившихся в науке знаниях и показывают самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме.

Принцип доступности обучения, т. е. соответствия содержания и методов изложения материала возрастным особенностям детей, также лежит в основе применения современных технических средств обучения.

Принцип систематичности (строгой логической последовательности изложения) лежит в основе каждого учебного произведения, будь то кинофильм, диафильм, теле или радиопередача, ибо иначе не мыслится ни одно пособие, рассчитанное на определенное место в системе занятий или на данном конкретном занятии без логической связи с его материалом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе разв ...

Обучение грамматике и правописанию в коррекционной школе в период со 2-го по 4-ый классы
Программный раздел "Грамматика, правописание и развитие речи" определяет содержание обучения, умения и навыки, которые должны быть отработаны в период со 2-го по 9-й класс. Термин "грамматика", вынесенный в название раздела, употреблён здесь только условно. На самом деле он акку ...

Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки
Суть педагогической компьютерной поддержки нравственного воспитания. Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников может рассматриваться как фактор инновационного образования. Эффективность ее использования во многом зависит от педагогических условий, обеспечиваю ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru