Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения рассказывать » Педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию

Педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию

Страница 2

В основе использования технических средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Воспитатель вводит на занятии такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств ребенка, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.

Ребенок познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Однако пропускная способность их различна. Основными каналами получения информации являются слуховой и зрительный анализаторы. Система "ухо - мозг" может пропустить в секунду до 50 бит (единиц информации). Пропускная же способность зрительного анализатора в 100 раз больше. Неслучайно около 90% всех сведений об окружающем мире учащийся получает с помощью зрения, 9%—с помощью слуха и только 1 % — с помощью осязания. Следует отметить также, что из всех видов памяти у большинства людей более всего развита зрительная. Эта особенность человеческого восприятия давно подмечена в народе, создавшем пословицу: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения того, какая же часть полученной информации оседает в сознании учащихся в виде знаний, то и здесь соотношение складывается в пользу зрения. Иными словами, с помощью зрения дошкольник может получить знаний больше, чем с помощью слуха.

Таким образом, на первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые.

Экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО) позволяют организовать активную деятельность дошкольников, разнообразить учебные приемы, переключать детей с одного вида учебной деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у дошкольников внимания и интереса к изучаемому вопросу, готовности затратить волевые усилия для преодоления возникающих трудностей.

Технические возможности современных ЭЗСО в фиксации и воспроизведении явлений реальной действительности делают их важным источником чувственного, наглядного материала, источником "живого созерцания".

Экранные средства обучения способствуют восприятию, усвоению и систематизации учебного материала, однако следует отметить, что педагогическая эффективность экранных пособий во многом зависит от методики их включения в учебный процесс. При оценке места и роли экранных пособий в системе средств обучения рассказыванию необходимо учитывать дидактические возможности различных пособий в процессе обучения.

Аудиовизуальные средства как наглядность вызывают у детей живой интерес, дают образец выразительной речи и красочное световое изображение предмета или явления, о котором идет речь. Это соответствует необходимости вести обучение так, чтобы детям было интересно, чтобы затрагивались детские эмоции (А.П. Усова).

Значительное место общей системе применения технических средств обучения принадлежит статическим экранным пособиям: диафильмам, диапозитивам, транспарантам.

Привлечение внимания стерших дошкольников к изображению на экране и всестороннее обсуждение дает возможность организовать одновременную работу всех учащихся с содержанием кадра. Статичность изображения — это возможность удерживать его на экране столько времени, сколько требуется для объяснения материала или для проверки знаний детей.

Важным и широко используемым статичным экранным средством обучения являются диапозитивы (слайды). Главное их преимущество заключается в больших размерах изображения, что дает возможность рассматривать детали.

Возможность демонстрации небольших серий, в которых каждый последующий кадр дополняет и развивает предыдущий, придает диапозитивам динамику. Диапозитивы можно демонстрировать в том порядке, который соответствует методике изложения материала, принятой учителем.

Необходимость затемнения помещения при демонстрации диапозитивов усложняет процесс наблюдения и вызывает быструю утомляемость дошкольников.

Особое место среди статичных экранных средств занимает диафильм, который, в отличие от отдельных транспарантов и слайдов, обладает динамичностью. Она обусловлена тем, что в диафильме кадры связаны друг с другом и образуют систему логически взаимосвязанных образов, данных в развитии. Если диапозитивы — это картинки к рассказу, то диафильм - это рассказ в картинках. Поэтому он занимает промежуточное положение между диапозитивом и кинофильмом: от диапозитива диафильм взял статичность, позволяющую рассматривать изображение так долго, сколько это требуется для его объяснения, а от кинофильма — динамику, позволяющую проследить главные фазы изучаемого явления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Характеристика основных понятий современного физического воспитания дошкольников
Прежде чем приступить к выполнению поставленных целей следует рассмотреть некоторые определения. Например, такие как что такое методика? Что такое физическое воспитание и другие определения, которые понадобятся при выполнении данной работы. Физическим образованием называются процесс и результат овл ...

Особенности формирования у учащихся понятия «жанр»
Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств. Многие литературные жанры имеют истоки и корни в фольклоре. Вновь возникшие в собственно литературном опыте жанры являют собою плод совокупной деяте ...

Примеры весеннее – летней методики физического воспитания дошкольников
Апрель (третья и четвертая недели) Задачи. Повторить ходьбу по ребристой доске, упражнять в бросании мячей через ленту, повторить ползание, развивать равновесие и глазомер. Пособия. Ребристая доска, ящик, воротики, обруч, мячи по количеству детей, лента. Содержание занятия и методика его проведения ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru