Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Для изучения особенности формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни мы провели исследование на базе МДОУ д/с № 4 село Троицкое. В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет): 9 мальчиков и 11 девочек.
Целью констатирующего этапа исследования было установить уровень умения рассказывать у детей седьмого года жизни.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии сформированности умения рассказывать у детей седьмого года жизни;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня сформированности умения рассказывать у детей седьмого года.
Методы исследования на констатирующем этапе:
1. Диагностическое исследование уровня сформированности умения рассказывать у детей седьмого года
2. Беседа с воспитателями обследуемой группы.
3. Анализ календарных планов работы воспитателей группы.
Для определения уровня сформированности умения рассказывать у детей седьмого года жизни использованы критерии, предлагаемые в своих исследованиях Т.А. Ладыженской, О.С. Ушаковой :
· владение грамматическим строем речи;
· большой словарный запас;
· умение составлять связные высказывания при пересказе готового текста и на предложенную тему;
· создание самостоятельного высказывания;
· разнообразнее типов связей между предложениями, внутри предложений и между словами;
· плавность изложения, которая является критерием связности изложения текста;
· незначительное количество остановок, пауз, срывов, запинок.
Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены четыре уровня связной речи, предложенные в своих исследованиях Т.А. Ладыженской, О.С. Ушаковой .
1 уровень - высокий. Тема раскрыта. Начальное предложение определяет главных героев, события, вводит в сюжет. Рассказы композиционно завершены. Текст излагается последовательно. Используются разнообразные типы связи. Количество пауз и повторов не больше двух. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 10-12 предложений – 4 балла
2 уровень - выше среднего. Повествование композиционно завершено. Содержание раскрывается частично и излагается последовательно. Дети используют разные виды связи, но доминирующей является цепная-местоименная. Количество пауз и повторов 2-3. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 6-8 предложений. – 3 балла
3 уровень - средний. Повествование характеризуется частичной композиционной завершенностью (нет начала или конца). Содержание раскрывается частично, имеются нарушения последовательности. Используется в основном формальная и цепная-местоименная связь. Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений (3-4). Рассказ составлен с помощью взрослого. В тексте выделяется 4-5 предложений. – 2 балла
4 уровень - низкий. Дети пытаются составить рассказ, но ограничиваются отдельными предложениями без начала и конца. Присутствует лишь формальная связь. Количество повторов и пауз более пяти. В тексте 1-3 предложения. – 1 балл
С целью изучения особенности формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни мы использовали следующие методики (Т.А. Ладыженская, О.С. Ушакова) :
Методика 1.
Цель: Составление рассказа по сюжетной картинке.
Оборудование: иллюстрация к сказке.
Инструкция: Попросить ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Не задавать малышу наводящие вопросы.
Попросить ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное. Как вариант, попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их.
Методика 2.
Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Оборудование: серия сюжетных картинок "Забавные истории" В. Сутеева.
Инструкция: Предложить ребенку самостоятельно разложить картинки, установив последовательность событий (для определения причинно-следственных, логических связей между событиями).
По результатам изучения развития связной речи у детей седьмого года жизни при выполнении предложенных заданий на данном этапе
Прочее о педагогике:
Аналитическое
и исследовательское мышление
В 17 веке произошло культурное оформление особого вида человеческой деятельности – исследовательская деятельность. Был сформирован новый социальный институт – исследовательская организация (лаборатория), сформировано сообщество ученых-исследователей. Сформулированы основные принципы организации исс ...
Сущность здоровьесберегающих технологий, применяемых в современной системе
образования
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех видов болезн ...
Значение компьютерных учебных программ в развитии детей дошкольного
возраста
Начиная уже с дошкольного возраста, дети приобщаются к новому виду деятельности – компьютерной игре. Компьютер не только расширяет возможности предъявления учебной информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивает реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, ...