Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения рассказывать » Опыт экспериментального обучения детей седьмого года жизни рассказыванию с использованием экранных и звуковых пособий

Опыт экспериментального обучения детей седьмого года жизни рассказыванию с использованием экранных и звуковых пособий

Страница 4

Работа с детьми по развитию связной речи показала, что наибольший эффект достигается при комплексном использовании экранно-звуковых средств. В зависимости от целей и задач, которые мы ставили перед собой, экранно-звуковые средства могли применяться на занятии одновременно и поочередно. Первую форму мы использовали, когда нужно активизировать чувства, эмоции ребенка, вторая — когда требовалось показать детям, как одно и то же явление может быть отражено в разных видах искусства.

Например, решая первую задачу, мы в процессе обобщающей беседы об осени одновременно включали проектор и CD -проигрыватель. При этом музыкальный фон как бы накладывается на восприятие изображения. Звучание "Осенней песни" П. И. Чайковского еще сильнее подчеркивает задушевность, мягкость пейзажа картины "Золотая осень" И. С. Остроухова. Совсем другая музыка — быстрая и жизнерадостная — "Апрель. Подснежник" П. И. Чайковского сопутствует картине "Весна. Большая вода" И. Левитана. В дальнейшем, вспоминая зрительные образы и звучавшую в тот момент музыку, дети семилетнего возраста очень тонко передавали свое состояние.

Их высказывания свидетельствовали о том, что музыка, сопровождавшая экранное изображение, активизировала восприятие, помогла выделить главное, способствовала расстановке определенных акцентов ("Когда я смотрела на картину и слушала музыку, мне казалось, что веточка клена, та, которая совсем-совсем близко, покачнулась и немножко наклонилась ко мне. Мне так хорошо было, даже захотелось войти туда"; "Когда звучала музыка, мне показалось, что вода на картине переливается, а рядом еще бегут ручейки, и воды становится все больше, больше").

Решая вторую задачу — показывали детям, как одно и то же явление может быть изображено в музыкальном произведении, рисунке, стихотворении, воспитатель демонстрирует фрагмент диафильма "Сказка о царе Салтане" А. С. Пушкина и выразительно читает текст: "Он над ней жужжит, кружится, Прямо на нос ей садится, Нос ужалил богатырь ." После просмотра мы предлагали дошкольникам послушать "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова и подумать, какой образ отразил композитор в музыке.

Или же в процессе беседы о весне, описывая, как весело звенят и грохочут весенние ручьи, мы включали магнитофонную запись с музыкой П. И. Чайковского "Апрель". Затем предлагали: "А теперь послушайте, как об этом сказал поэт Сергей Есенин:

"А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей .

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет".

("Черемуха".)

Таким образом, умелое комплексное использование экранных и звуковых средств позволяло воспроизвести и раскрыть сложное содержание, сделав его понятнее и доступнее для ребенка.

Наблюдения показывают, что на одном занятии целесообразно использовать не более трех видов экранных и звуковых средств. Структура таких занятий должна определяться следующими факторами: смена видов восприятия и равномерное распределение нагрузки на различные анализаторы; постоянная активизация мыслительной, речевой, музыкальной деятельности детей путем обращения к их опыту; наличие для каждого организационно-структурного момента определенного содержания и решения (экранное, словесное или музыкальное). Желательно, чтобы динамичные моменты чередовались со спокойными, музыка — со зрительными образами, а ответы детей предваряли последующую демонстрацию на экране (художественное чтение) или подкреплялись ею.

Реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных экранных и звуковых пособий положительно повлияла на уровень самостоятельности и связности высказываний детей, обогатила представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. Об этом свидетельствуют данные контрольного этапа исследования, в ходе которого: выявлялась динамика нарастания связности речи у детей седьмого года жизни в результате формирования умения рассказывать с использованием аудиовизуальных пособий.

Страницы: 1 2 3 4 

Прочее о педагогике:

Использование методов активного обучения на уроках в начальных классах
Стратегия активного обучения разработана группой специалистов «Фонда Образования для Демократии», центр которого находится в Польше, базируется на теории американского исследователя профессора Д. Колба. Белоруссия, Украина, Польша, Германия и др. страны Евросоюза применяют активные методы обучения ...

Ознакомление учащихся с химическими производствами в органической химии
Переработка нефти В процессе изучения этого производства нужно: а) ознакомить учащихся с перегонкой и крекингом нефти; б) вскрыть основные научные принципы промышленной переработки нефти; в) показать успехи нефтяной промышленности. Учитель сначала знакомит учащихся с нефтью — объясняет: а) народнох ...

Специальная подготовка детей к школе в области рисования
На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисова­ния дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства в школе. Для готовности к школьному обучению важное значение име ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru