Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста » Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен

Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен

Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия «профессиональная культура поведения», продвижение к дефиниции которого согласно законам формальной логики осуществляется по следующей траектории: культура + поведение + культура поведения + профессиональная культура + профессиональная культура поведения.

Понятие «культура» уточняется в аспекте того влияния, которое она оказывает на человека, его поведение и характеризуется как совокупность поведенческих актов, приобретаемых в процессе инкультурации (В.П. Большаков, Л.С. Выготский, В.А. Головашин и другие). С опорой на известные в психологии теории о природе поведения (С.Ф. Анисимов, А. Бандура, У. Мишел, Ж. Пиаже, Г. Салливан, Б. Скиннер Э. Торндайк, Дж.Б. Уотсон и другие) данный феномен характеризуется как «функция поведения социального целого» (Л.С. Выготский). Отмечается, что поведение человека не является хаотическим, а представляет собой сложную ценностную систему поступков, в основе которых лежит образ поведения, определяемый ценностями, образцами предпочтительного поведения, свойственными определенной группе лиц, например, представителям профессионального сообщества. Это указывает на то, что поведение человека есть продукт социализации, в том числе, - обучения и воспитания.

На основе анализа идей С.Ф. Шатилова о модусе субъективности, М.Л. Князевой о культурном модусе личности, А.Р. Фонарева о модусе жизнедеятельности делается вывод о том, что поведение предстает в качестве модуса существования личности. Выбор стратегии поведения личности на основе общепризнанных принципов, норм и ценностных ориентиров возможен за счет такого личностного конструкта, как модус поведения (А.Г. Асмолов, Б.В. Зейгарник, О.А. Патрова, К. Ясперс). Таким образом, модус поведения определяется как взаимосвязанные действия, совершаемые личностью на основе признанных принципов, норм и ценностных ориентиров, влияющих на формируемый образ поведения и характер совершаемых ею поступков, и, соответственно, определяющих выбор стратегии ее поведения.

Понятие «культура поведения» поясняется за счет соотнесения модуса поведения с культурным контекстом поступков личности. Это позволяет истолковать данное понятие через характеристику культурного модуса поведения как характера поступков личности, взаимосвязанных действий, совершаемых ею в процессе собственной жизнедеятельности на основе культуро-обусловленных принципов, норм, правил, ценностных ориентиров и образцов предпочтительного поведения.

Профессиональная культура рассматривается как совокупность приобретенных общих моделей поведения на основе принятия ценностных ориентиров, норм и правил профессионального поведения, присущих тому или иному профессиональному сообществу (М.Ю. Ананченко, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.Ф. Исаев, В. Кербер, Е.А. Климов, В.В. раевский, Н.Б.Крылова, Р.Г. Минзарипов, А.Р. Фонарев и другие). Отмечается, что профессиональная культура как один из важнейших социокультурных факторов становления человека обогащает его поведение особыми профессиональными смыслами.

В этой связи понятие «профессиональная культура поведения» истолковывается на основе соотнесения модуса поведения с культурным и профессиональным контекстом поступков личности и эксплицируется через характеристику профессионально-культурного модуса поведения личности как взаимосвязанных действий, совершаемых ею на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре, в которую личность включена в процессе собственной жизнедеятельности. Профессионально-культурному модусу поведения личности присущи изменения под влиянием социокультурных факторов, то есть происходит его становление.

Прочее о педагогике:

Художественное и эстетическое воспитание учащихся в процессе внеклассной деятельности
Свободное время – важнейший резерв формирования эстетической культуры учащихся. Эстетическое воспитание во внеучебной деятельности учащихся позволяет расширить и закрепить знания, полученные во время обучения. Кроме того, она помогает ближе узнать учащихся, изучить их интересы и потребности, выявит ...

Использование сохранных анализаторов
Опора на сохранный зрительный анализатор необходима, по мнению большинства исследователей. Предлагается как можно раньше учить ребенка грамоте. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией., Т.П. Горюнова. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны р ...

Семья как нравственная доминанта народной педагогики
На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с бла ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru