Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста » Понятие профессиональной культуры поведения

Понятие профессиональной культуры поведения

Страница 1

Понятие «профессиональная культура поведения» истолковывается на основе выявления сущности «поведения» как модуса существования личности и соотнесения его с культурным и профессиональным контекстом поступков личности. Это позволяет эксплицировать данное понятие через характеристику профессионально-культурного модуса поведения личности как взаимосвязанных действий, совершаемых ею на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре, в которую личность включена в процессе собственной жизнедеятельности.

Педагогическая сущность формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля заключается в становлении его профессионально-культурного модуса поведения, процессе обретения им смысла поступков как взаимосвязанных действий и их преобразование на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, что обеспечивается осмыслением гуманитарно-профессиональных знаний, ориентированием на гуманистические ценности и освоением лучших социально-значимых образцов профессионально-культурного опыта взаимодействия в сфере «человек-человек».

Критериями становления профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля являются творческий, духовный, интерактивный. Творческий критерий характеризуется ориентированностью на ценности созидания и творчества, приумножение и творческое осмысление нового профессионального опыта, что находит свое выражение в познании способов культуроосвоения и культуросозидания, отказе от штампов и стереотипов в поведении в учебно-профессиональной деятельности. Интерактивный критерий отражает ориентированность на освоение тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности, их критическое оценивание и сравнение с культурными образцами, что находит свое выражение в тактических действиях по отношению к Другим, осуществлению рефлексии по поводу собственной стратегии взаимодействия. Духовный критерий характеризуется ориентированностью будущего специалиста в профессионально-культурной деятельности на гуманистические ценности как основополагающие, что находит свое выражение в активном и самостоятельном освоении гуманитарно-профессиональных знаний, критическом оценивании своих поступков сквозь призму лучших социально-значимых культурных образцов поведения.

В качестве уровней проявления профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля определены: созидательно-альтруистический, функционально-нормативный, потребностно-прагматический. Созидательно-альтруистический уровень проявляется в готовности и желании служить обществу посредством добросовестного осуществления своей профессиональной деятельности, в творческом привнесении в нее образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре; функционально-нормативный - в осуществлении профессиональной деятельности и совершении поступков лишь в рамках оговоренных обязанностей, необходимых для выполнения надлежащей работы; потребностно-прагматический в стремлении к материальному благополучию, из всего извлечь собственную выгоду, пользу, в озабоченности собственной карьерой.

Результативность формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста обеспечивается созданием и реализацией в единстве и взаимосвязи педагогических условий:

- последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения состоит в последовательной реализации педагогических действий, соответствующих его продвижению от стадии ориентирования (побуждение, намерение) к стадии осмысления (возникновение замысла) и далее к стадии конкретизации (планирование, конструирование), что способствует осознанию будущим специалистом значимости профессиональной культуры поведения как признака высококвалифицированного специалиста.

- обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста осуществляется за счет разработки и реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение», что способствует ориентированию данного специалиста на духовно-творческие ценности, освоение и творческое преобразование им тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности - активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста, обеспечивается разработкой и реализацией в образовательном процессе заданий на рефлексию профессионально-культурного модуса поведения, представленных умозрительным и императивным типами и побуждающих к переосмыслению стереотипов собственного поведения с точки зрения проявлений интерактивных, духовных и творческих качеств.

Одной из важнейших составляющих профессиональной социализации современных студентов, будущих специалистов, является формирование профессиональной культуры, которую можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в профессиональной деятельности. В профессиональной культуре специалиста находит свое выражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, но и вся его индивидуальная культура.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Система образования в России
Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование. Образовательные учреждения бывают платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Дошкольное образование: современное дошкольное образование располагает ...

Этапы и уровни развития коллектива
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требов ...

Использование учебника при выполнении самостоятельных и практических работ по географии
В своей педагогической деятельности при обучении географии учителя ориентируются на общие положения и задачи школьного образования в целом, где само учебное заведение рассматривается как «среднее общеобразовательное учреждение, ориентированное на обучение и воспитание детей, способных к интеллектуа ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru