Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста » Понятие профессиональной культуры поведения

Понятие профессиональной культуры поведения

Страница 2

Таким образом, профессиональную культуру можно определить как совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность. Богданова Л.В. рассматривает профессиональную культуру как своеобразный органический сплав квалификации и нравственности, функционирующей на основе трудовой морали.

К структуре профессиональной культуры существуют различные подходы. Так, согласно первому подходу, профессиональная культура ограничивается профессиональными навыками, умениями, знаниями, а культурный аспект деятельности обеспечивается общей культурой индивида. На наш взгляд, более прогрессивным и актуальным является подход И.М. Моделя, который выделяет в структуре профессиональной культуры две стороны – праксиологическую (профессиональные навыки, умения, знания, профессиональное сознание, мировоззрение) и духовную, элементами которой являются профессиональная мораль и профессиональная эстетика.

Безусловно, культура специалиста складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, их разделение возможно только условно. В деятельности она всегда проявляется целостно, и в этом ее принципиально важная особенность. Тем не менее, именно духовная сторона профессиональной культуры отражает ее специфические ценности, нормы и отношения, регулирующие профессиональное поведение субъекта профессиональной деятельности, именно она предъявляет систему нравственных требований к представителям соответствующих профессиональных групп.

Нравственность является важнейшей составляющей профессиональной культуры. Овладение профессиональной культурой всегда сопровождается внутренними и внешними изменениями личности, ее сознанием и деятельностью. Таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности, сочетание профессиональных способностей, знаний, умений, навыков и опыт при достаточно высоком уровне нравственной культуры.

В настоящее время в деловой среде многих стран большое внимания уделяется вопросам морали: создаются этические кодексы, как на уровне небольших предприятий, так и на уровне мирового сообщества. Соблюдение профессиональной этики становится одним из показателей профессионализма. Личность человека становится целью специализированной деятельности. Совершенствование профессиональной деятельности специалиста - это не только расширение его знаний, но и повышение его моральной культуры. Так Е.Г. Силяева характеризует моральную культуру как совокупность действующих и развивающихся нравственных знаний, определенного стиля мышления и соответствующей деятельности. Специфика этической культуры - в наличии обязательного элемента - этических убеждений и установок. В деятельностном плане этическая культура - это «высоко осознанная установка, состоящая в реализации нравственных потребностей в сфере профессионально-этической деятельности». Этическую культуру рассматривают как черту личности, как устойчивое личностное образование, характеризуемое типичными тенденциями поведения.

По мнению Крыловой Н.Б., нравственный фактор (блок «духовная культура, нравственный облик») в профессиональной культуре – это, прежде всего, долг, готовность честно и добросовестно трудиться, твердые нравственные убеждения, открытость, доброжелательность, умение работать с людьми, чуткость, внимание и доверие к людям, честность, принципиальность, правдивость, неподкупность, скромность, единство слова и дела, готовность подчинить личные интересы общественным, самоотверженность, оптимизм, сознательность, требовательность к себе, порядочность, самокритичность, высокая культура дискуссии, чувство человеческого достоинства, культурный кругозор, эрудиция, потребность в постоянном самообразовании.

В профессиональной деятельности степень сформированности составляющих профессиональной культуры могут не совпадать: хороший специалист с отсутствием нравственной личностной основы или порядочный человек, но посредственный специалист. И тот, и другой вариант – явление негативное в профессиональной деятельности.

В структуре деятельности специалиста типология его профессиональной культуры в значительной степени определяется его специальностью и профессией. Если для врача, преподавателя нравственный аспект составляет элемент не только духовной культуры, но и является основой их профессиональной культуры, то для строителя, инженера - это своеобразная конструкция, которая во многом определяет устойчивость и расширяет возможности реализации его профессиональных качеств. Но, в любом случае, нравственная составляющая профессиональной культуры не является ненужным багажом для любого специалиста.

Развитие духовного блока профессиональной культуры специалистов актуализирует и фактор возрастания ответственности работников за свои профессиональные действия: в наше время последствия неправильных решений людей, в том числе и затрагивающих природный фактор, отражаются на жизнедеятельности людей не через сто, тысячу лет, как это было ранее, а на жизни этого же поколения. Поэтому профессиональный уровень специалиста, его нравственная культура должны служить гарантом надежности, стабильности. Не случайно понятие ответственности сегодня становится ключевым в характеристике профессионала, С.П. Иваненков называет «ответственность» важнейшим критерием успешной социализации. Профессор П.К. Энгельмейер еще в начале ХХ века об этом говорил: «Нельзя не признать, что техническая деятельность, более чем какая другая, воспитывает чувство ответственности за свои поступки. А это чувство и есть основа нравственности». Высокая степень нравственной культуры, прежде всего руководителя, определяет как взаимоотношения людей, находящихся у него в подчинении, способствует созданию морально здоровой атмосферы в коллективе, так и успех общего дела.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Использование учебника при выполнении самостоятельных и практических работ по географии
В своей педагогической деятельности при обучении географии учителя ориентируются на общие положения и задачи школьного образования в целом, где само учебное заведение рассматривается как «среднее общеобразовательное учреждение, ориентированное на обучение и воспитание детей, способных к интеллектуа ...

Туристические викторины
Известно, что школьники, особенно младшего и среднего возраста, с большим интересом узнают то, что преподносится им в занимательной форме, в форме игровых и соревновательных моментов. Такими игровыми формами работы со школьниками являются всевозможные викторины, в том числе и краеведческие, с помощ ...

Воспитание и начальное образование
Когда ребенок маленький, то его обучением занимается мама. В этом ей помогают развивающие игрушки и книжки. С шестимесячного возраста мамы водят детей на получасовые занятия в библиотеку два раза в месяц. Там малыши знакомятся с детскими песнями и стихами. Когда ребенок становится старше, то помимо ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru