Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста » Понятие профессиональной культуры поведения

Понятие профессиональной культуры поведения

Страница 3

Современная профессиональная культура развивается в условиях возрастания внимания общества к культуре взаимодействия. Бурное развитие непроизводственной сферы (ученые говорят о «сервизации экономики»). В США доля работ в сфере услуг к середине 1990-х годов достигла 75%, а к 2005 года – должна была достичь отметки 80%. Возрастание количества специалистов, которые трудятся в сфере «человек – человек» приводят к необходимости специальной подготовки работников для «контактной зоны». В первую очередь – это межкультурная, межличностная коммуникация, основанная на профессиональной этике.

В деловой сфере человек играет ряд специфических ролей – специалиста, работника, исполнителя, руководителя, подчиненного, коллеги и т.д. Недостаточный учет особенностей всех деловых взаимоотношений с партнером (от внешнего вида представителей и манер их поведения, до способов регистрации необходимой в деле информации), различные требования, нормы и правила, существующие в нашей стране и в других странах, приводят к серьезным конфликтам. С помощью коммуникативной этики как компонента профессиональной культуры личности человек предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия. Коммуникативная компетентность личности раскрывается в отношении к людям, к самому себе, особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию и проявляется в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, т.е. продуктивно выходить из конфликтной ситуации.

Значение коммуникативной этики в деловой сфере подтверждают результаты проведенных автором исследований. Так студенты экономического вуза в качестве основных качеств, которыми должен обладать молодой специалист, выпускник вуза, называют «умение работать с людьми» (51,0%), «высокий профессионализм» (43,6%), «ответственность и надежность» (34,7%), «коммуникабельность» (33,4%), «умение отстаивать свои позиции и убеждения» (31,9%). Настораживает тот факт, что в числе важных качеств современного специалиста лишь 12,8% респондентов назвали «высокие нравственные качества» и 9,7% - «способность подчинить свою профессиональную деятельность интересам людей».

Особое внимание как основы социально-психологического и коммуникативного аспекта профессиональной культуры, сегодня уделяется социокультурной толерантности, которую Д.В. Зиновьев определяет как «моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения».

Нужно отметить, что формирование нравственного компонента профессиональной культуры личности будущего специалиста в вузе сложный, многогранный процесс, который осуществляется, через всю совокупность преподаваемых в вузе дисциплин, главной целью которого является воспитание культурного специалиста.

Постоянная общекультурная подготовка (как подсистемы непрерывного образования), что особенно важно, учитывая положения новой доктрины ЮНЕСКО «Образование через всю жизнь», должна стать неотъемлемой частью всех форм и направлений подготовки специалистов. Она должна включать большой набор спецкурсов и спецсеминаров по философским, культурологическим, этическим, эстетическим проблемам истории и современности. В учебные программы нельзя вложить все. Главное - достижение системности и целостности знаний о человеке, единство мировоззрения и мировосприятия, создание гуманитарных основ (философских, нравственных, эстетических) интеллигентности, расширение кругозора на основе личностных потребностей, интересов и соответствующего выбора направления самообразования.

Значительную роль в формировании нравственного аспекта профессиональной культуры играет образовательная среда вуза, все, что окружает студента. Работники вуза, в первую очередь, профессорско-преподавательский состав, сами должны являться примером реализации этичного поведения.

В вузе под влиянием нравственной составляющей: устремлений, жизненных целей, возможности самовыражения и самореализации, закладываются основы отношения к труду, к своей специальности. Важно на всем профессиональном пути поддерживать и развивать это социальное качество. Все культурные «приобретения» специалиста и прямо, и опосредованно, влияют на становление его идейной зрелости и нравственное развитие, на мотивы и установки деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Загрязнение окружающей среды
Химическая промышленность охватывает большое количество отраслей: производство основного органического синтеза, нефтехимические, коксохимические и другие- производства. Часть из них уже стала самостоятельными отраслями промышленности. Производство кислот, солей, щелочей, некоторых химических элемен ...

Возрастные особенности старших школьников
Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учеб­ные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуа­цию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое глав­ное, направленность на будущее: на выбор образа ...

Рисуночная терапия как средство повышения мотивации к обучению у младшего школьника
Еще в XIX веке педагоги, дефектологи и врачи использовали приемы изобразительной деятельности для лечения невротических расстройств у детей. А также — для оптимизации их познавательного развития. О.Н. Карабанова отмечает: «Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через разв ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru