Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Описывается создание данного педагогического условия, которое предполагает осуществление последовательных педагогических действий соответствующих продвижению студента от стадии ориентирования (побуждение, намерение) к стадии осмысления (возникновение замысла) и далее к стадии конкретизации (планирование, конструирование). На стадии ориентирования у будущего специалиста формируются общие представления о поведении как особой сфере человеческого бытия, возникает побуждение, намерение совершать поступки, соответствующие профессионально-культурному модусу поведения. На данной стадии студентам предлагается сосредоточить внимание на поведенческой составляющей повседневной жизни, рассмотреть бытие человека сквозь призму совершаемых им поступков и далее перейти к анализу профессионально-культурной деятельности как совокупности поведенческих актов. Использование на данной стадии эвристических методов: дискуссии, диспуты, диалоги-споры, открытые обсуждения с элементами монологов, игры, обращение к народному творчеству (фольклору, поэтическим текстам, паремиям) и других позволяет проблематизировать профессиональный контекст поведения и побудить студентов к принятию профессионально-культурного модуса поведения как ценности.
На стадии осмысления происходит более глубокое понимание и уяснение собственной роли в становлении культурного модуса поведения в контексте специфики будущей профессионально-культурной деятельности - коммуникации и интеракции с Другим. На данной стадии предусматривается автодиагностика (по методике изучения модуса С.Б. Пустовалова, конструктивного поведения в переговорах по X. Корнелиус и Ш. Фэйр, разработанными нами опросниками) и обсуждение сущности профессионально-культурного поведения специалиста. Стадия осмысления (как стадия возникновения замысла) предполагает реализацию метода проектов с целью осознания отличительных признаков профессиональной культуры поведения специалиста гуманитарного профиля.
Стадия конкретизации является логическим продолжением первых двух и предусматривает конструирование специалистом гуманитарного профиля индивидуальной идеальной модели профессионально-культурного модуса поведения, в результате чего замысел постепенно преобразуется в план собственных действий. Конструирование модели осуществляется студентами в процессе коллективной творческой деятельности с применением методов визуализации образов, «мозгового штурма», логического сомнения и других.
Результатом проводимой работы является идеальная модель профессионально-культурного модуса поведения, изображенная в виде конуса. Основание конуса - взаимодействие духовного, творческого и интерактивного компонентов, что изображено в виде пересекающихся окружностей. Точка пересечения данных окружностей символизирует проявление данного модуса поведения. Процесс становления отображается в виде спиралевидного вектора восходящего к вершине конуса. Данный вектор образно указывает на необходимость: осмысления будущим специалистом значимости становления профессионально-культурного модуса поведения; обогащения его поведения профессионально-культурными смыслами; активизации рефлексии профессиональной культуры поведения в процессе учебно-профессиональной деятельности. При этом достижение вершины конуса означает переход к качественно новому уровню проявления профессионально-культурного модуса поведения - созидательно-альтруистическому.
В целом за счет последовательной реализации описанного выше условия достигается осознание студентами значимости профессиональной культуры поведения как признака высококвалифицированного специалиста.
Прочее о педагогике:
Возникновение педагогики как науки
История образования и педагогики изучает развитие воспитания и школы, педагогические теории с древнейших времен и до наших дней. История педагогики тесно связана с историей культуры и расширяет общепедагогический кругозор студента, способствует выработке правильного отношения к педагогическому насл ...
Трёхсоставное понятие труда
Трёхсоставное понятие труда включает в себя: 1. преобразование человека, 2. качество жизни, 3. воспроизводство и развитие систем деятельности. Это понятие имеет прямое отношение к труду в сфере образования. Элементы труда, выделенные в единое понятие, реализуются в едином духовном усилии отдельного ...
Виды технологий математического развития дошкольников
Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерени ...