Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Проблемы системы массового образования в решении воспитательных задач

Проблемы системы массового образования в решении воспитательных задач

Существуют разные теории освоения ценностей – убеждением, требованием, самоопределением. Существует теория, согласно которой человек в онтогенезе переживает филогенез, т. е. в истории своей индивидуальной жизни проходит этапы, которые переживало все человечество в своей истории. С этой точки зрения общечеловеческие нормы и ценности осваиваются в дошкольном детстве и начальной школе. Далее же идет новый этап, новое качество более взрослой жизни, для которого характерно не усвоение ценностей, а самоопределение в них – критическое отношение к ценностям и самореализация. Таким образом, не просто «человек», «труд», «семья», а самоопределение в сферах «человек», «природа», «общество», «культура». Самоопределение – это выбор, но для него недостаточно знать окружающий мир людей, вещей, природы. Время образования и воспитания, которое состоит только в познании мира, кончилось.

Как воспитывает школа? Основной метод – реакция на ситуацию. Ребенок движется в лабиринте школьной жизни, а ему говорят: «хорошо – плохо», «правильно – неправильно». Пока есть авторитет учителя, такой подход задает рамки поведения. В среднем и старшем звене важнейший фактор воспитания – классическая литература, отечественная история, обществознание. Но проблема не в учебных пособиях, а в том, что учителя ориентированы на передачу знаний, а не на человековедческий подход, рассчитанный на психологию подростка.

«В школе нет деятельности воспитания. Оно протекает или стихийно, или же оно замещается обучением. Теории и методы обучения уже разработаны, и когда возникают проблемы воспитания на уровне целых поколений, школе легче внедрить новый учебный предмет, нежели меняться самой и менять жизнь учеников так, чтобы это имело воспитательный эффект… Подмена задачи воспитания задачами обучения и служит основанием постоянной критики в адрес школы, что она не развивает, не формирует личность и человека, а все сводит к усвоению знаний».

Общеобразовательная школа не может решать задачи современного воспитания в силу своего уклада. В особенности это проявляется в старшей ступени. Независимо от того, каким образом полагается основное содержание, как проектирование, как самоопределение, как самостоятельные подростковые инициативы, мы сталкиваемся с жесткостью устройства школьного уклада и ограничениями на возможное содержание.

Во-первых, конструкция школьного содержания образования, восходит еще к проекту Коменского. Сколько бы ни говорилось о деятельностном подходе, семиотической, постмодернистской, проектной культуре, которая должна быть представлена в образовании – основу школьного образования (в средних и старших классах) составляют, в основном, традиционные науки. Иное содержание вынуждено надстраиваться над этим, либо выстраиваться в «пустотах» образовательного пространства (например, дополнительное образование).

Во-вторых, это система организации учебного процесса, в которой единицей «упаковки» содержания является учебный курс.

Даже если это курсы по выбору, самоопределение школьников в образовательном пространстве, фактически, сводится к выбору приоритетного курса, причем основанием для выбора, как правило, является польза для поступления в конкретные ВУЗы.

Таким образом, можно заключить, что проекты организации воспитательного пространства для старших подростков, сталкиваясь с особенностями школьного уклада, оттесняются на периферию (в дополнительное образование, свободное время и т. д.).

В то же время современная жизнь протестует против такого подхода к образованию. Жизнь требует быть самостоятельным, отвечать за свои слова действия; жизнь демонстрирует старшекласснику, что успешен не тот, кто всегда «слушается старших», а тот, кто может найти свой собственный путь, определиться с собственными целями.

Именно тогда на горизонте школьника (или его родителей), глядящих чуть дальше аттестата, появляется другое образование.

Прочее о педагогике:

Роль практической деятельности детей в природе в решении задач экологического образования
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаю ...

Виды театрализованных игр
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгры ...

Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием
Современная педагогика располагает значительным арсеналом средств для приобщения школьников к культуре вообще и к материальной культуре, в частности. Однако это богатство выбора зачастую заслоняет дидактические и общекультурные возможности таких традиционных приемов, как решение и составление расче ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru