Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Интенсивные формы дополнительного образования, как способ решения задач воспитания

Интенсивные формы дополнительного образования, как способ решения задач воспитания

Страница 2

Так основные идеи коммунарского подхода можно свести к следующим:

- Человек воспитывается, улучшая окружающую жизнь. Такова природа воспитания.

- Воспитатель и дети должны вместе улучшать окружающую жизнь. Только тогда идет воспитание.

- Окружающая жизнь – вся жизнь вокруг ребенка, во всех ее проявлениях.

- Улучшать окружающую жизнь, следовательно, к каждому собственному действию подходить по принципу: «Все творчески иначе зачем?».

- Чтобы учить детей творческому подходу к жизни, нужно организовать коллективно творческую деятельность – в ней разворачиваются способности детей и подростков.

Тема уклада в интенсивном образовании впервые возникла в Красноярской Летней Школе и была следствием разрыва между образовательными задачами, которые решались Школой, и советскими формами дополнительного образования. КЛШ возникла как противопоставление работе коммунаров.

Принцип коллективного воспитания применялся в воспитательной работе многих летних школ. При этом действительно из таких школ выходили ученики, принявшие ценности, цели и образ жизни того сообщества студентов, педагогов, научных работников, которые задавали тон в летней школе. Так передавались и образовательные ценности: самостоятельного изучения наук, решения задач.

КЛШ создавалась, прежде всего, как инструмент профессиональной ориентации: как способ привлечь талантливых старшеклассников в естественные науки. Но для этого недостаточно (как выяснилось) изучать естественнонаучное содержание, приближая программы и способы преподавания к университетским. Чтобы увлечь наукой как видом деятельности, необходимо воспроизводить также ситуации научного поиска.

Поставленная здесь цель достигалась, во-первых, за счет того, что была найдена форма работы, моделировавшая научный поиск на материале, доступном школьникам. Использовались задачи повышенной сложности, но если в традиционной школе задачи решаются немногими и как перерыв в решении типовых задач, то в КЛШ подобные задачи решались и обсуждались все время, в зависимости от уровня сложности – индивидуально и коллективно. Во-вторых, культивировалось представление о том, что жизнь в науке – это другая жизнь, чем та, к которой привык школьник. Жизнь, где статус человека гораздо в большей степени зависит от его личных усилий, чем от предписанных ролей и сложившихся отношений.

В самом процессе обучения ученик, во-первых, мог выходить на границы своих способностей, включаться в осмысленную профессиональную деятельность (проектную, исследовательскую и др.), осваивать средства этих типов деятельности, пробовать себя в различных кооперациях со сверстниками или со старшими, выбирать разные виды работ и разные содержательные области для занятий. Во-вторых, в том же учебном процессе на конкретном предметном материале у школьника могли формироваться способности к анализу собственной и совместной деятельности, к моделированию и планированию, к целеполаганию.

Поздняя КЛШ представляла собой «машину» эмоционального подогрева, в которой за счет постоянного соревнования проигрывания разных, в том числе необычных ситуаций и событий культивировалось напряжение поиска, в том числе поиска новых, адекватных ситуации форм поведения. Развитие идеи привело к разделению мнений, поиску других форм деятельности, «образов жизни».

Так на оппозиции КЛШ стала оформляться идея Школы Развития. Вначале ставилась задача моделирования научной деятельности, но в качестве исходной ситуации была рассмотрена ситуация постановки проблемы в момент появления или изменения научного предмета. Так была создана образовательная технология «НооГен», ставшая «ядром» Школ Развития.

Образовательная задача, решаемая современными Школами Развития – формирование у школьников адекватных стратегий поведения и мышления в ситуациях неопределенности (или, что то же самое, в ситуациях развития). Интеллектуальные и коммуникативные процедуры коллективного решения сложных задач сопровождаются психологическими тренингами, позволяющими школьнику сформировать внутреннюю душевную устойчивость в неустойчивых внешних обстоятельствах.

Продуктивное действие, совершаемое школьником (группой школьников с преподавателем), всегда связано с осуществлением чего-то нового, прежде в его личном опыте не существовавшего. Помимо прочего это позволяет школьнику четче обнаружить реальную границу своих возможностей, перевести личные образовательные задачи из плоскости «как научится это делать» в плоскость «как научится об этом думать».

Выпускник Школы Развития приобретает интеллектуальные и психологические возможности, закрытые для его сверстников. Об этом речь пойдет в третьей главе.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Проблема формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста
Чтение в XXI веке привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. ООН объявила 2003-2013 годы десятилетием грамотности. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастаю ...

Содержание и реализация проекта системы учебных и вне учебных занятий по сквозной теме “ Literary Tour Around North region ”
Проект “ Literary Tour Around North region ” состоит из трех этапов (уроков): подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку.Каждое из занятий (Activity) планиру ...

Психолого-педагогические аспекты развития способностей детей дошкольного возраста
Попытки философского осмысления человеческих способностей мы находим в трудах философов начала нашей эры Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн Сина, Аквинского Ф. Заложенное Платоном и Аристотелем учение о способностях как свойствах психики развивалось Ибн Аль-Хайсамом. Эти попытки древних ученых ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru