Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" в добукварный период » Теоретические основы изучения понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период

Теоретические основы изучения понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период

Страница 5

Учитель может и не называть слов, а только демонстрировать предметные рисунки. Такое задание требует от учащихся назвать изображение предмета про себя, определить ударение, разделить на слоги и назвать ударный.

От слогового анализа переходят к звуковому. Звуковой анализ слов начинается с частичного: выделяются гласные и согласные звуки, стоящие в начале и в конце слов. Например, дети без особых трудностей могут назвать начальные и конечные звуки в таких словах: стол, лес, карась, сосна, ивы, клен.

Для полного звукового анализа сначала подбираются слова, состоящие из двух звуков, произносимых при невысокой степени слияния: ау, уа, ах, ух, эх, он, от, ось. Более трудными для звукового анализа являются слоги-слияния типа «сг», «с/г”. Трудности анализа таких слияний объясняются плотностью артикуляции входящих в них звуков: в произнесении согласного уже заложена артикуляция последующего гласного. Это можно понаблюдать при произнесении разных слогов с одним и тем же согласным: ма, мо, му, мы. Положение губ, которые приготовились для произнесения звука [м], в каждом из этих слияний разное, оно предопределяется артикуляционными особенностями последующего гласного.

Несмотря на сложность аналитических действий со слияниями «сг», «с/г», которые являются одной из наиболее распространенных единиц звуковой структуры слога и слова в целом, этим анализом учащиеся должны овладеть до ознакомления с буквами. Прежде чем научиться читать слоги типа ма, но, си, ребенок должен на слух проанализировать их – назвать звуки, которые произносятся в них.

Начинать эту работу целесообразно на основе сопоставления слияния «сг» с соответствующим обратным звукосочетанием: он и но, ах и ха, от и то. Дети на слух сравнивают такие пары звукосочетаний, устанавливают место гласного и согласного в каждом из них, строят звуковые модели:

Выделению и членению слияний на отдельные звуки способствуют следующие упражнения:

1. Сравнение гласного звука и слияний, в состав которых входит этот гласный: [а] и [на], [ра], [ла], [л/а], [с/а]; [о] и [но], [ро], [ло], [л/о], [с/о].

2. Комбинирование одного согласного с разными гласными: [ба], [бо], [бу], [бэ], [бы]; [н/а], [н/о], [н/у], [н/э], [н/и].

3. Подчеркнутое произнесение одного из звуков в слиянии: [с-с-а]; [с-а-а].

4. Синтетические упражнения на образование слогов типа «сг», «с/г», например: образовать слоги из звуков [н], [а] – на, [л/], [о] – ле; [т/], [и] – ти.

5. Аналитические упражнения на определение составных частей (звуков) в слияниях: какие звуки слышны в слияниях ла ([л], [а]), лю ([л/], [у]).

От полного анализа двуфонемных слогов переходим к трехфонемным словам типа ура, это, осы, в которых согласный звук стоит в позиции между гласными. После этого анализируются слова типа мак, сон, лось, кот, которые структурно можно рассматривать как «слияние + согласный».

От слов этой структуры переходим к анализу двусложных слов, состоящих из двух слияний: дубы, липа, лоси.

Для построения звуковых моделей на начальном этапе овладения этим навыком применяем графические схемы для трех-четырехфонемных слов. Такие схемы должен иметь каждый ученик. Это прямоугольные карточки, разграфленные с одной стороны на три, а с другой – на четыре клеточки. Каждая клеточка предназначена для одной фишки, символизирующей звук. Карточки-схемы помогают ребенку найти в слове и обозначить соответствующее количество звуков. Практика свидетельствует, что обозначать гласные, твердые и мягкие согласные цветными символами нецелесообразно. Дети нередко ошибаются в построении звуковой модели слова, не различая цвета, обозначающего тот или иной звук, поскольку цвет не ассоциируется в их сознании с существенными признаками звуков – гласного, твердого и мягкого согласных. Поэтому в букваре гласные звуки обозначены кружочком, твердые согласные – черточкой, мягкие согласные – двумя черточками. Кружочек в сознании ребенка ассоциируется со свободным прохождением струи выдыхаемого воздуха через ротовую полость, черточка символизирует преграду на пути струи воздуха, а две черточки – сильную, как бы удвоенную преграду, которая возникает при произнесении мягкого согласного по сравнению с парным твердым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Воспитания патриотизма, культуры межнационального общения, гуманизма
Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания главное место. Любовь к родине, писал Ушинский,— это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним. Шовинизм и нен ...

Принудительно ли учить религию в школе
Выбoр ученикoв и их рoдителей, кoнечнo, дoлжен быть aбcoлютнo дoбрoвoльным — этo вaжнейшее делo. Любoе принуждение пo этoму вoпрocу не тoлькo нocит незaкoнный хaрaктер, нo и будет aбcoлютнo кoнтрпрoдуктивным. Oчевиднo, приoбщaть мaccoвo к религии невoзмoжнo –– этo делo индивидуaльнoе. Вcем извеcтнa ...

Цель и содержание предшкольного образования
В настоящее время утверждение предшкольного образования в качестве отдельного уровня общего образования находится в стадии обсуждения, однако в рабочих материалах Министерства образования и науки РФ прописано "Обоснование предшкольного образования" и разработан "Стратегический план п ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru