Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Характеристика образовательного пространства Школы Развития

Характеристика образовательного пространства Школы Развития

Страница 1

Образовательное пространство Школы организуется в соответствии с логикой образовательного возраста. О возрастных особенностях подростков речь шла в пункте 1.2 главы 2. Теперь остановимся на структуре образовательного пространства и содержании школы, а затем соотнесем их с задачами возраста.

Для описания образовательного пространства Интенсивной Школы Развития воспользуемся схемой типологии педагогических систем Мацкевича.

Содержанием этой практики являются не знания, умения и навыки, как их понимают в массовой школе, а отношение к ним, смысл, который они приобретают. Имеет место получение «знаний, умений и навыков» мышлению, пониманию, коммуникации, рефлексии, проектированию…, постановке образовательных задач и целенаправленному движению в своем образовании. Цель школы, на достижение которой направлен процесс обучения и воспитания – формирование субъекта способного занять рефлексивную позицию по отношению к способам работы, нормам взаимоотношений, вариантам самоопределения.

Позиция педагога в образовательном процессе Школы Развития разделяется на несколько функций. Педагог – это тот, кто, во-первых, организует рефлексивную коммуникацию, а во-вторых, удерживает ее.

В качестве ученика имеем ребенка, осуществляющего самообразование и саморазвитие. Он пробует различные ходы, относящиеся как к содержанию, так и к способам работы, к нормам взаимоотношений, вариантам самоопределений. На входе имеем ребенка, привыкшего действовать по правилам, делающего то, что говорит взрослый, (раз говорит, значит так надо – принцип воспитания массовой школы), в лучшем случае осознающего необходимость выбора, но неопределившегося, для него не представлены другие возможные пути.

Задача Школы – сделать так, чтобы ученик понял, что с ним произошло, и понимал это как приобретение новой возможности; понимал, чем именно обогащается его опыт развития.

На различных процедурах, описание которых приводится ниже, ребенку задается материал для отношения, предоставляется возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Говорить о том, что у ребенка состоялось событие воспитания, имеет место тогда, когда представлен факт рефлексивного отношения к заданному материалу. Самостоятельно школьник еще не в состоянии организовать собственную рефлексивную деятельность. Отсюда и вытекает необходимость удерживания педагогом выше обозначенной позиции.

Образовательную ситуацию можно охарактеризовать как взаимодействие детей и взрослых в группах, на общем заседании, учебных модулях, диалог с самим собой, т. е. образовательная ситуация возникает там, где происходит «рождение» нового видения вещей, выстраивание отношения к задаваемому материалу, а это невозможно при отсутствии совместной работы.

Как, где и какого рода материал для отношения предъявляется ребенку?

Схематически пространство можно разделить на две сферы: работа над заданиями и пространство жизни.

Базовым процессом образовательного пространства является работа детей и взрослых над заданием в малых группах, с последующим обсуждением хода работы и ее результатов на общем заседании. На конкретной школе была сформулирована следующая задача «Описать цивилизацию разумных существ, которые умеют и любят думать о бесполезных вещах». В малых группах из пяти-шести детей и одного – двух педагогов (координаторов) происходит первичное понимание условий задачи, выстраиваются гипотезы, служащие в дальнейшем основой для конструкции «возможной теории» или «возможного мира». Группа оформляет свои результаты в доклад. На общем заседании, где собираются все участники «интенсива», происходит дооформление результатов работы групп, их соотнесение друг с другом и выстраивание в некоторое общее положение. Общая цель, на достижение которой направлена практика задач такого типа – формирование способности занять рефлексивную позицию по отношению как к собственной системе представлений, так к культурным картинам мира, преодоление подросткового эгоцентризма и возможность более общей точки зрения на мир.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки
Суть педагогической компьютерной поддержки нравственного воспитания. Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников может рассматриваться как фактор инновационного образования. Эффективность ее использования во многом зависит от педагогических условий, обеспечиваю ...

Описание факторов, влияющих на возможность ухода из спорта
Стресс. (Как правило, происходит в результате конфликта между профессиональными занятиями спортом и обучением в школе или работой). Обычно сильные спортсмены стремятся получить достаточно серьезное образование. При опросе французских и немецких спортсменов высокого класса, представляющих фехтование ...

Критерии оценки воспитательной системы школы
Для оценки воспитательной системы используются две группы критериев: критерии факта и критерии качества. Критерии факта позволяют ответить на вопрос, есть ли в школе воспитательная система, а критерии качества дают представление об уровне ее сформированности и эффективности. Группа "критериев ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru