Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Характеристика образовательного пространства Школы Развития

Характеристика образовательного пространства Школы Развития

Страница 1

Образовательное пространство Школы организуется в соответствии с логикой образовательного возраста. О возрастных особенностях подростков речь шла в пункте 1.2 главы 2. Теперь остановимся на структуре образовательного пространства и содержании школы, а затем соотнесем их с задачами возраста.

Для описания образовательного пространства Интенсивной Школы Развития воспользуемся схемой типологии педагогических систем Мацкевича.

Содержанием этой практики являются не знания, умения и навыки, как их понимают в массовой школе, а отношение к ним, смысл, который они приобретают. Имеет место получение «знаний, умений и навыков» мышлению, пониманию, коммуникации, рефлексии, проектированию…, постановке образовательных задач и целенаправленному движению в своем образовании. Цель школы, на достижение которой направлен процесс обучения и воспитания – формирование субъекта способного занять рефлексивную позицию по отношению к способам работы, нормам взаимоотношений, вариантам самоопределения.

Позиция педагога в образовательном процессе Школы Развития разделяется на несколько функций. Педагог – это тот, кто, во-первых, организует рефлексивную коммуникацию, а во-вторых, удерживает ее.

В качестве ученика имеем ребенка, осуществляющего самообразование и саморазвитие. Он пробует различные ходы, относящиеся как к содержанию, так и к способам работы, к нормам взаимоотношений, вариантам самоопределений. На входе имеем ребенка, привыкшего действовать по правилам, делающего то, что говорит взрослый, (раз говорит, значит так надо – принцип воспитания массовой школы), в лучшем случае осознающего необходимость выбора, но неопределившегося, для него не представлены другие возможные пути.

Задача Школы – сделать так, чтобы ученик понял, что с ним произошло, и понимал это как приобретение новой возможности; понимал, чем именно обогащается его опыт развития.

На различных процедурах, описание которых приводится ниже, ребенку задается материал для отношения, предоставляется возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Говорить о том, что у ребенка состоялось событие воспитания, имеет место тогда, когда представлен факт рефлексивного отношения к заданному материалу. Самостоятельно школьник еще не в состоянии организовать собственную рефлексивную деятельность. Отсюда и вытекает необходимость удерживания педагогом выше обозначенной позиции.

Образовательную ситуацию можно охарактеризовать как взаимодействие детей и взрослых в группах, на общем заседании, учебных модулях, диалог с самим собой, т. е. образовательная ситуация возникает там, где происходит «рождение» нового видения вещей, выстраивание отношения к задаваемому материалу, а это невозможно при отсутствии совместной работы.

Как, где и какого рода материал для отношения предъявляется ребенку?

Схематически пространство можно разделить на две сферы: работа над заданиями и пространство жизни.

Базовым процессом образовательного пространства является работа детей и взрослых над заданием в малых группах, с последующим обсуждением хода работы и ее результатов на общем заседании. На конкретной школе была сформулирована следующая задача «Описать цивилизацию разумных существ, которые умеют и любят думать о бесполезных вещах». В малых группах из пяти-шести детей и одного – двух педагогов (координаторов) происходит первичное понимание условий задачи, выстраиваются гипотезы, служащие в дальнейшем основой для конструкции «возможной теории» или «возможного мира». Группа оформляет свои результаты в доклад. На общем заседании, где собираются все участники «интенсива», происходит дооформление результатов работы групп, их соотнесение друг с другом и выстраивание в некоторое общее положение. Общая цель, на достижение которой направлена практика задач такого типа – формирование способности занять рефлексивную позицию по отношению как к собственной системе представлений, так к культурным картинам мира, преодоление подросткового эгоцентризма и возможность более общей точки зрения на мир.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Роль и место информационных технологий в обучении
В современном обучении прежние традиции не утратили своего объективного значения. Главное назначение традиционного обучения – вооружить учащихся системой научных знаний, прочными умениями и навыками, с помощью которых они могут не только получать новые знания, но и активно пользоваться ими в личной ...

Проверочная работа на знание номенклатуры
Самостоятельная работа (контролирующая) контроль знание учащийся Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? (Волга имеет смешанное питание с преобладанием снегового, а Амур – дождевое, питание – муссонными дождями). Назовите самую полноводную реку России. (Енисей). Чем отличается половодье от ...

Методика обследования состояния слоговой структуры слов
При отборе языкового материала необходимо соблюдать принцип его доступности для детей с точки зрения семантики и возрастных особенностей произношения. Для детей с грубым речевым недоразвитием создаются специальные альбомы, в которых слова расположены в соответствии с классами, выделенными А. К. Мар ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru