Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках » Характеристика образовательного пространства Школы Развития

Характеристика образовательного пространства Школы Развития

Страница 3

В процессе сопоставления всего, что происходит на школе, у ребенка может появиться какой-то образ, достраивание до близкого события, понятия.

Если школьникам не предоставить возможность выражать свое отношение к материалу, задаваемому на Школе и не обсуждать способ понимания собственных изменений, они не смогут объяснить свои новообразования, а также их появление.

Для описания, оформления своего отношения детям был предоставлен инструментарий, способ и место предъявления.

Каждой школе, задаче соответствует выбор определенной метафоры, которая способна задать рамку, определенный тон предстоящим событиям. С помощью метафоры отражается ситуация, прямая рефлексия которой по каким-либо причинам затруднена или невозможна. У метафоры есть два назначения:

1 – инструмент для предъявления отношения, изменений;

2 – способ задания проблемы, задачи. Если метафора выбрана правильно, то не требуется особых усилий для того, чтобы «участники» поняли, что «задача – про них».

Школе была задана следующая метафора «В зоопарке, в клетке жил медведь. Администрация зоопарка приняла решение улучшить условия жизни медведя, поменяв клетку на вольер. Для того чтобы не травмировать медведя, вольер построили вокруг старой клетки. Некоторое время медведь продолжал жить в клетке. Однажды ночью, когда медведь спал, старую клетку убрали. Через несколько дней, работники зоопарка заметили, что медведь ходит по старой территории».

Каждая учебная и дополнительная процедура выражает суть проблемы, сформулированной в метафоре (работа с проблемой в явном смысле может оказаться достаточно сложной) с того аспекта (на своем материале), который раскрывает данная процедура. Такая работа используется для лучшего понимания окружающей действительности.

Работа над метафорой позволяет выстраивать причинно-следственные связи, улавливать суть вещей, которую может быть сложно вычленить при прямо поставленной задачей, создает новые возможности к прорыву, к пониманию, формирует творческое мышление. С работы над метафорой, с расширения значения и преобразования контекста, всей системы ассоциаций вследствие оборота на себя у ребенка может начаться рефлексивная деятельность. Что являет собой появление отношения к новой и старой действительности. Многие дети отмечают, что именно после Школе Развития они начали впервые задумываться над собственными действиями, научились слушать и понимать себя.

Заявить о личных изменениях (включая изменения в мировоззрении), выразить свое отношение к приобретенным знаниям, дети могли на общих заседаниях, завершающей рабочий день рефлексивной процедуре «Свечка», и в текстах, призванных отразить отношение к происходящему. Здесь собственно и «отлавливались» изменения или воспитательные эффекты.

На общих заседаниях дети могли демонстрировать поведением, способ работы (выводя заключения, представляя свою группу), свои изменения, отношение к задаваемым нормам, через их принятие или непринятие. Это же можно было наблюдать также на работе групп, и на учебных модулях, студиях – преимущество общего заседания в том, что оно собирало всех участников «интенсива», а на остальных процедурах каждый отдельный педагог, может видеть изменения только своих детей.

На Школе Развития имела место такая процедура как «Свечка». Это специально организованная форма, предназначенная для заявления о себе, о своем отношении к происходящему, своих изменениях. Атмосфера создает общность, «теплоту», единение с группой, что способствовало избавлению от «зажимов», боязни говорить – тем самым облегчало выражение лично значимого внутреннего содержания. «Свечку» мы относим к рефлексивной процедуре, т. к. на ней имело место не раскрытие эмоционального состояния участников (это прерогатива особой эмоциональной рефлексии, которая не представляла для нас важности), а осознание собственных совершенных действий. Вначале давалась установка, ведущий говорил о произошедших значимых для него событиях, дети начинали задумываться над тем, что произошло значимого для них, и почему именно это является важным.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Реализация и анализ использования проблемных ситуаций в методике преподавания математики в начальной школе
Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные математические проблемы. С момента прихода ребенка в школу функции «жизни» принимает школа; она становится ответственной за то, получит ли ребенок соответствующую подготовку, приучится ли к математическому мышлению, научится ли отыски ...

Роль практической деятельности в развитии глухих детей
Весь ход развития аномального ребенка (или, как принято говорить в наше время, ребенка с отклонениями в развитии), указывал Л. С. Выготский, определяется временем поражения и значимостью той или иной нарушенной функции для дальнейшего хода его психического развития. Нарушение любого органа чувств о ...

Особенности преподавания темы «Информационные системы» в классах с гуманитарной направленностью
Общие цели обучения информатике определяются с учетом особенностей информатики как науки, ее роли и места в системе наук, в жизни современного общества. Рассмотрим, как основные цели, характерные для школы в целом, могут быть отнесены к образованию школьников в области информатики. Образовательная ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru