Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Создание в школе условий для реализации потребности учащихся в общении (принадлежности к группе, привязанности), а также в уважении (признании, одобрении) возможно в диалогическом взаимодействии как между учителем и учащимися, так и между учащимися. В.В. Сериков называет диалог элементарной единицей гуманистического обучения. Необходимым условием учебного диалога является «диалогическая готовность» учителя, который должен быть готов как к изменению своего мнения и совместному поиску истины вместе с учащимися, так и к организации кооперативного обучения (созданию ситуаций обучающего взаимодействия учащихся).
Современный компетентностный подход определяет усиление личностной ориентированности целей образования. Цели усвоения учащимся пресловутых предметно-дисциплинарных ЗУН и морально-нравственных норм сменяются необходимостью создания условий для развития его личности: формирования внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоения способов деятельности и умения принимать ответственные решения. Становление этих личностных качеств обеспечивает, на наш взгляд, реализацию потребности в самоактуализации (уважении к самому себе, самоосуществлении).
Изменение целей ведет к необходимости изменения содержания и технологий обучения. Анализ технологий, предлагаемых современной педагогической практикой, позволяет выделить сущностные черты их личностной ориентированности: создание в ходе образовательного процесса ситуаций, стимулирующих субъектную активность учащихся. Личностно ориентированными являются образовательные технологии, ориентированные на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников.
Таким образом, анализ показывает недостаточное удовлетворение базовых потребностей учащихся на современном уроке.
Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.
При этом важно не упустить время, когда педагогическая работа в этом направлении будет эффективной.
Итак, мы выявили как проблемы современного урока, так и компоненты его здоровьесберегающей направленности:
• личностная ориентированность;
• психологическая и физическая безопасность;
• гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность;
• направленность на формирование здорового образа жизни.
Очевидно, что практическая реализация каждого компонента требует отдельного основательного разговора. Однако, эффективная профессиональная деятельность возможна только при условии сформированной профессиональной позиции, системы отношений профессионала к какой-либо проблеме. В данном случае речь идет об отношении учителя как к здоровью учащихся, так и к собственному здоровью. В связи с этим необходимо подробно остановиться на характеристике здоровьесберегающей технологии в современном образовательном процессе.
Прочее о педагогике:
Важность значения спорта в детстве и юности
В жизни человека детство и юность имеют очень большое значение. Переход из одного состояния в другое, а затем взросление влекут за собой существенные изменения в физическом, психологическом, познавательном и социальном статусе. Определено, что юношество представляет собой тот период жизни, когда у ...
Система педагогической работы по трудовому
воспитанию в детском доме
Батышев С.Я. отмечал, что координированный план работы всего педагогического коллектива по трудовой подготовке детей-сирот должен представлять собой систему организации деятельности, в которой можно выделить четыре этапа: Этап 1. Фронтальные занятия. Основными образовательными задачами этих занятий ...
Анализ опыта работы по проблеме самовоспитания учителей начальных классов
школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 п. Новотерский Минераловодского района Ставропольского края была основана в 1928 году. Учителей работающих в школе – 60. Учителей начальных классов – 9. Учителей – мастеров – 15. Отличников народного просвещения – 1 ...